Наименование учебных тем в программах тур. краевед.
направленности
|
Программное
содержание школьных предметов
|
Начальная школа
|
5-9 класс
|
10-11
класс
|
История развития
туристского движения в стране.
|
|
История исследования и освоения России (география 9
кл.)
|
|
Туристские
возможности России и стран СНГ.
|
|
Особенности размещения природных зон. Характеристика
природного региона. Географическое положение России (геогр. 7 кл.). Общий
экономико-географический обзор России и стран СНГ (геогр. 8 кл.)
Территория и географическое положение России. Природные
ресурсы России (геогр. 9 кл.)
|
|
Туристские маршруты
по родному краю.
|
|
Экономико-географическая характеристика своего края, своей
области (география 8 кл.) География своей республики (области, края) (геогр. 9
кл.)
|
|
Правила безопасности в
туристском походе.
|
Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация (ОБЖ 1 кл.).
Экстремальные ситуации для человека в природной среде (ОБЖ 2 кл.). Меры
безопасности при пользовании водными переправами в турпоходах (ОБЖ 3
кл.)
|
|
|
Предпоходная
тренировка. Физическая и
маршевая подготовка.
|
Основы здорового образа жизни. Понятие о здоровье и факторах
на него влияющих (ОБЖ 4 кл.).
|
Значение движения. Закаливание (биология 6 кл.)
Приспособительные ритмы жизни (экология 9 кл.).
|
Основы здорового образа жизни (ОБЖ 11 кл.). Прикладная
физическая подготовка (ОБЖ 11 кл.)
|
Характерные заболевания
в походе, их профилактика, гигиена туриста.
|
Основные виды травм у детей младшего школь-ного возраста и
первая медицин-ская помощь (ОБЖ 4
кл.).
|
Способы временной остановки кровотечения. Точки пальцевого
прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута (ОБЖ 5 кл.).
Элементарные основы гигиены питания, дыхания, сердечно-сосудистой и
опорно-двигательной систем, кожи. Личная гигиена. Ознакомление с правилами
асептики и антисептики (биология 6 кл.). Правила оказания первой помощи при
ранениях и травмах (ОБЖ 7 кл.). Смена климатогеографических условий,
акклиматизация. Автономное существование человека в природных условиях (ОБЖ 6
кл.). Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни и его научные основы (биология 9
кл.)
|
Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи (ОБЖ 10 кл.).
|
Организация питания в
походе.
|
Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы (ОБЖ 2 кл.).
Рациональное питание (ОБЖ 4 кл.).
|
Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности
для здоровья (ОБЖ 5 кл.). Автономное существование в природных условиях (ОБЖ 6
кл.). Грибы. Значение питания. Пищеварение. Рациональное питание (биология 6
кл.). Микология - наука о грибах (биология 7 кл.). Калориметр и приемы обращения
с ним (физика 8 кл.). Питьевой режим. Рациональное питание (биология 9
кл.)
|
|
Туристский
бивак.
|
|
Автономное существование человека в природных условиях (ОБЖ 6
кл.)
|
|
Карта, ее масштаб.
Условные знаки топографических карт.
|
|
План местности. Географическая карта (география 5 кл.).
Координатные точки. Прямоугольная система координат (математика 6 кл.)
Географическая карта-модель земной поверхности (география 9 кл.).
|
Поясное и декретное время (астрономия 11 кл.)
|
Koмпас, работа с
ним.
|
Простейшие способы ориентирования (ОБЖ 2 кл.)
|
|
|
Ориентирование карты. Азимут. Магнитное
склонение.
|
|
Угол. Величина (градусная мера). Построение угла заданной
величины (математика 5 кл.). Движение по азимуту. Особенности ориентирования на
открытой и закрытой местности (ОБЖ 6 кл.). Начальные понятия геометрии (матем. 7
кл.). Магнитное поле Земли (физика 8 кл.)
|
|
Маршрутная
съемка.
|
|
Глазомерная съемка участка местности (география 5,7 кл.).
Прямоугольник, треугольник (математика 5 кл.). Отношения и пропорции (математика
6 кл.) Равнобедренный треугольник и его свойства. Соотношения между сторонами
угла и треугольника (математика 7 кл.). Законы отражения (физика 8 кл.). Теорема
Пифагора. Подобие фигур. Площади фигур (математика 9 кл.)
|
|
Экологическая подготовка
туриста.
|
|
Нравственные нормы отношения к живым организмам (биология 6
кл.). Воздействие человека на природу, выявление мер по рациональному ее
использованию и охране (география 7 кл.). Нарушение экологического равновесия
(ОБЖ 8 кл.). Охрана растений (биология 8 кл.). Взаимодействие человека и
общества с природой (география 9 кл.). Типы взаимодействия организмов. Понятие
экосистемы. Биоценоз. Экологические основы охраны природы (экология 9
кл.).
|
Биосфера и человек. Природопользование и охрана природы
(биология 11 кл.)
|
Метеорологические
наблюдения в походе.
|
|
Элементы погоды и явления. Погода и климат (география 5 кл.).
Климат, прогноз погоды (география 7 кл.). Измерение атмосферного давления
барометром-анероидом. Термометр и приемы обращения с ним (физика 7
кл.).
|
|