П Р О Г Р А М М А курса для учащихся 8 (9) класса средней
школы «Основы туристско-краеведческой деятельности» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе. В системе образования сегодня очевидна объективная потребность в повышении социализации содержания и методов образования. Эта проблема, в частности, может быть решена за счет использования интегративных курсов, комплексных по содержанию и спектру решаемых задач. Другим путем решения проблемы может стать использование форм и методов внешкольного дополнительного образования, имеющего традиционную социализирующую направленность, в учебном процессе школы. Для этого, помимо традиционных форм туристско-краеведческой деятельности в школе (кружки, секции, клубы, музейная деятельность, учебное краеведение и т.д.), может быть использован также учебный курс «Основы туристско-краеведческой деятельности». Основные цели курса: - дать знания, умения и навыки по основам туристско-краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организации привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления простейших естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.); - сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий; - привить интерес к занятиям туризмом и краеведением, как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности; - способствовать развитию классного коллектива, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении. Программа курса «Основы туристско-краеведческой деятельности» - комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 8 (9) класса средней школы, рассчитана на 1 год (108 часов: 36 часов лекционно-семинарских и практических занятий в помещении и 72 часа занятий на местности). Программа интегративна по содержанию и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, физике, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию и др. (см. Приложение 1). Предусмотрен адаптированный перенос содержания и методик, традиционно используемых для дополнительного образования (предусматривающего изначальный отбор детей по интересам), в массовую образовательную практику школы. Тем самым ставится проблема определения в будущем базового компонента туристско-краеведческого образования в учебном плане школы. Содержание курса строится на основе краеведческого материала, что способствует глубине и прочности усвоения учебного материала вследствие осуществления краеведческого подхода в обучении. Программа курса состоит из пяти разделов: «Азбука массового туризма», «Организация туристского похода», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Основы общественно-полезной, краеведческой деятельности туристов», «Туристские соревнования», включающие первоначальные сведения по туризму, экологии, базовые сведения по топографии и ориентированию на местности. Новизна содержания курса выражена в качественном увеличении программного времени, отводимого на изучение разделов «Организация туристского похода» и «Основы общественно-полезной, краеведческой деятельности туристов». Принципиальным нововведением является также распределение учебного времени на теоретические и практические занятия как один к двум. Увеличение времени на проведение практических работ в помещении, на местности и туристских походов преследует цели более прочного овладения учащимися прикладными туристско-краеведческими умениями и навыками. Практическая часть курса предусматривает организацию трех практических занятий на местности и шести туристских походов, в том числе, двух с ночлегом в полевых условиях (см. Приложение 5). Умения и навыки, полученные учащимися в ходе практической части курса, позволяют выполнить нормативы на значок «Юный турист России». В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, при наличии в составе группы не менее 8 человек, для учащихся могут быть организованы многодневные степенные и категорийные походы (вне сетки учебного плана). Знания и практические умения, приобретенные школьниками при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими достаточно широко в будущей профессиональной деятельности, например, туристско-краеведческой или педагогической. Курс может служить начальным этапом допрофессиональной подготовки школьников с дальнейшей специализацией «Инструктор школьного туризма», «Туристский организатор», «Гид-проводник», «Экскурсовод». При выявлении уровня знаний и умений данная программа не предполагает традиционного выставления текущих оценок. Предусмотрен переход на дифференцированные зачеты по ключевым темам. Итоговые (годовые) оценки выставляются с учетом конкретного участия каждого в зачетных туристских походах, практических занятиях на местности, качества выполнения практических заданий, а также по результатам сдачи зачетов. К программе прилагается список рекомендуемой литературы, которая носит научно-популярный характер и может быть использована как педагогом, так и школьниками. Для работы по данной программе преподаватель должен иметь педагогическое образование и квалификацию инструктора по одному из видов туризма или же опыт руководства туристскими походами второй категории сложности и квалификацию инструктора школьного туризма. Программа может использоваться в учреждениях дополнительного образования для обучения школьников в туристско-краеведческих объединениях сменного состава. Содержание программного материала было апробировано на базе школ N 556, 924 г.Москвы. П Р О Г Р А М М А К У Р С А Раздел 1. АЗБУКА МАССОВОГО ТУРИЗМА. (6-8 часов) Тема 1. История развития туристского
движения в стране.
Понятие туризма и туристско-краеведческой деятельности. Потребность людей в путешествиях. Туризм как один из источников и результатов прогресса цивилизации. Зарождение отечественного туризма и экскурсионного движения. История развития туристских обществ и объединений в России в конце 19 - начале 20 веков. Формирование организационной структуры туризма (1917-1936 гг.). Учреждение значка «Турист СССР» (1939 г.) и инструкторских званий по туризму (1940 г.). Включение туризма в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Современная организационная структура туризма (туристские союзы и общества, туристские базы, клубы туристов, станции и центры детско-юношеского туризма, туристские кружки в Центрах досуга и творчества и школах). У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные этапы развития туристско-экскурсионного движения в стране; - современную организационную структуру туристского движения. Тема 2. Виды и формы туризма. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Походы массовые (1,2,3,4 дня) и многодневные. Туристские слеты, соревнования, лагеря, экскурсии, конференции, выставки. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, автомототуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние и перспективы развития. Комбинированные походы. Походы 1,2,3 степени сложности. Категорийные походы 1-5 категории сложности. Походы 6 категории сложности. Нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Разрядные требования по туризму. Туристские звания (инструкторские, «Заслуженный путешественник России»). У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - специфику самодеятельного, спортивного туризма, - особенности различных видов туризма.
Тема 3. Туристские возможности России и
стран СНГ. Географическое положение России. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. История освоения туристских районов России и стран СНГ. Обзор основных туристских регионов России и стран СНГ (Карпаты, Крым, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Урал, Кольский полуостров, равнинные районы). У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - разнообразие туристских возможностей России и стран СНГ.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - осуществлять экономико-географический обзор туристского региона. Тема 4. Туристские маршруты по родному
краю. Экономико-географический обзор и общая характеристика туристских возможностей родного края. Принципы выбора маршрута относительно задач похода, сезонности, метеоусловий. Предварительное изучение маршрута, организация краеведческих наблюдений. Примеры маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в полевых условиях. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - характеристику туристских возможностей родного края; - принципы выбора маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в полевых условиях. Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА. (16 - 18 часов) Тема 5. Туристская
группа. Комплектование туристской группы. Подбор участников по состоянию здоровья, возрасту, физической подготовке, морально-волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе. Обязанности постоянные и временные. Обязанности в однодневных и многодневных походах. Зависимость обязанностей, их перечня от цели и задач, стоящих перед группой. Распределение участников по отделениям и дежурным бригадам.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - принципы комплектования туристской группы; - особенности распределения обязанностей между участниками похода. Тема 6. Правила безопасности в туристском
походе. Безопасность - основное требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе: - слабая дисциплина участников; - слабая изученность района и условий предстоящего путешествия; - неграмотное построение маршрута; - неумелое преодоление препятствий; - недооценка сложности препятствий; - переоценка собственных сил и возможностей; - ослабление внимания на «легких» участках; - переутомление; - незнание приемов оказания доврачебной помощи; - метеоусловия; - ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся; - неумелое обращение с огнем, кипятком, оружием, колющими и режущими предметами; - недостаточный опыт руководителя. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода: - комплектование группы; - медицинский осмотр; - предпоходный тренировочный процесс; - смотр готовности; - инструктаж по правилам безопасности и другие меры контроля. Соблюдение правил безопасности при выборе места для организации купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные причины возникновения опасных ситуаций походе; - комплекс профилактических работ по обеспечению безопасности похода. Тема 7. Предпоходная тренировка.
Физическая и маршевая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки. Утренняя зарядка, закаливание. Упражнения для развития и укрепления рук, плечевого пояса, пресса, мышц шеи, туловища, ног, на быстроту реакции, на расслабление, в равновесии. Систематичность тренировок. Маршевая подготовка, кроссы (с грузом и без него, с преодолением естественных препятствий). Тесты физической готовности к туристским путешествиям различной степени сложности. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - специфику физической подготовки к туристским походам.
Тема 8. Характерные заболевания в походе, их профилактика, гигиена туриста. Личная гигиена. Обувь туриста. Уход за ногами, обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Купание в походе. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, потертостях, ушибах, переломах, отравлениях, тепловых ударах в туристском походе. Транспортировка пострадавшего. Содержание походной аптечки. Лекарственные растения. Самоконтроль туриста. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
з н а т ь : - основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристского похода; - основные способы самоконтроля туриста; - способы транспортировки пострадавшего; - специфику комплектования походной аптечки. Тема 9. Личное снаряжение участника пешего
похода. Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске, ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Специальное видовое личное снаряжение. Уход за снаряжением и его ремонт. Практическое занятие: составление списков личного снаряжения для пешего туристского похода (однодневного и с ночлегом в полевых условиях).
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних условиях. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
у м е т ь : - составлять перечни личного снаряжения, необходимого для организации однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Тема 11. Групповое
снаряжение. Требования к снаряжению. Уход за снаряжением. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Специальное снаряжение (перечень составляется в зависимости от вида туризма, сложности маршрута, набора естественных препятствий, сезона похода). Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-видео-набор. Приборы для метеонаблюдений. Спорт-культинвентарь. Практическое занятие: составление списков группового снаряжения для похода. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
з н а т ь : - основные требования к подбору группового снаряжения. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - составлять перечень группового снаряжения для похода. Тема 12. Организация питания в походе. Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. План разгрузки участников. Учет возможности пополнения продуктов в пути. Простейшие способы очистки воды. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений. Значение правильной организации питания, его режим. Практическое занятие: составление меню для однодневного и двухдневного туристских походов.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - принципы отбора продуктов для туристских походов; - простейшие способы очистки воды.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - составлять меню для однодневного и двухдневного туристских походов; - определять на основании меню список необходимых продуктов. Тема 13. Укладка
рюкзака. Типы рюкзаков (мягкие, жесткие, полужесткие). Преимущества и недостатки. Рюкзаки самоделки (материалы, конструкция, способы изготовления). Правила размещения предметов в рюкзаке. Практическое занятие: укладка рюкзака для похода с ночлегом в полевых условиях. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
у м е т ь : - укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях. Тема 14. Туристский
бивак. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды, экологические, эстетические и гигиенические требования. Специфические требования к месту бивака в зависимости от вида туризма. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ: - планирование территории бивака, учет направления ветра, освещенности места солнцем, сырости; - роль командира группы, роль служб; - последовательность действий членов группы. Место установки палаток. Использование полиэтиленовых пленок. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо, способы заготовки, растопка, укрытие дров от дождя. Техника безопасности при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Ямы для отбросов. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Уборка мусора. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
з н а т ь : - правила планирования места бивака; - последовательность организации бивачных работ. Тема 15. Техника преодоления естественных
препятствий. Понятие техники туризма. Естественные препятствия в пешем и лыжном туризме. Движение по мокрому грунту, песку, заболоченным участкам, преодоление завалов, движение по густому подлеску, осыпям, крутым склонам, травянистым склонам, снегу, льду. Положение корпуса, ног. Туристский строй. Темп, шаг, интервал, порядок движения. Использование альпенштока. Способы переправы через реки. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные способы преодоления естественных препятствий в пешем походе и в походе в зимних условиях по родному краю. Тема 16. Техническое описание маршрута
похода. Необходимость технического описания маршрута похода. Определение участков маршрута. Характер местности. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. «Временная лента» маршрута, хронометраж маршрута. Описание основных ориентиров. Специфика ориентирования для данного района. Описание удобных мест стоянок, ночлегов, наличия медицинских пунктов, узлов связи, магазинов и других учреждений, расписание их работы. Транспорт (расписание движения, стоимость проезда, время в пути). Фото-видео-иллюстрации, схемы. Практическое занятие: составление «временной ленты» и технического описания учебного маршрута. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - организацию хронометрирования на маршруте; - специфику описания основных ориентиров. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание маршрута. Тема 17. Подведение итогов
похода. Письменный отчет о походе. Основные разделы отчета. Отзывы участников о походе. Проведение разбора похода в группе. Проведение с целью пропаганды туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Оформление в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) справок по установленной форме о совершенном путешествии участниками группы. Представление в МКК материалов на присвоение спортивных разрядов и званий.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - формы подведения итогов туристского похода; - порядок составления отчета о туристском походе. Раздел 3. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ (4-6 часов) Тема 18. Карта, ее масштаб. Условные знаки
топографических карт. Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Виды карт. Определение понятия «масштаб». Классификация карт. Номенклатура карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
з н а т ь : - отличие плана от карты; - отличия условных топографических знаков и условных знаков карт для спортивного ориентирования; - определение масштаба карты. Тема 19. Компас, работа с
ним. Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звездам, при помощи местных предметов. Практическое занятие: определение сторон горизонта при помощи компаса; ориентирование по солнцу при помощи местных предметов. У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - устройство компаса Адрианова; - правила пользования компасом. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - определять стороны горизонта по компасу, солнцу, по местным предметам. Тема 20. Ориентирование карты. Азимут.
Магнитное склонение. Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса Земли. Магнитный меридиан, магнитное склонение, магнитные аномалии. Определение понятия «азимут». Азимут прямой и обратный. Принципы прокладки азимута. Практическое занятие: решение топографических задач (определение азимутов). У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - понятие магнитного поля Земли и связанных с ним особенностей ориентирования; - определение понятия «азимут». У ч
а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - ориентировать карту при помощи компаса; - определять азимуты на заданные ориентиры; - выдерживать заданное направление при движении по азимуту. Тема 21. Маршрутная
съемка. Маршрутная и площадная съемка местности. Протяженность маршрута, площадь участка, полевая и камеральная работы. Способы проведения съемки (способ прямых засечек, способ обратных засечек, способ съемочного хода). Оборудование и снаряжение. Параметры контроля качества топографической съемки местности. Практическое занятие: глазомерная съемка участка местности. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки; -параметры контроля качества топографической съемки местности. У ч
а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь : - осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности; - измерять расстояния и высоты на местности (для маршрутной съемки). Раздел 4. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ, КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТОВ (4-6 часов) Тема 22. Краеведческая
деятельность. Понятие «краеведение». Краеведческое изучение маршрута. Методы краеведческой деятельности. Предпоходное изучение района путешествия, сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края, изучение литературы, отчетов о походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация результатов (наблюдения за природными явлениями, изучение растительного и животного мира, почв, полезных ископаемых, этнографические экспедиции). Запись воспоминаний старожилов, участников и очевидцев событий. Сбор документов, реликвий. Коллекционирование. Музейная деятельность. Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Личный и групповой дневники. Фотографирование и зарисовки в походе. Приборы и оборудование.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные методы краеведческой деятельности в туристском походе. Тема 23. Охрана памятников
истории и культуры. Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Мероприятия: проведение экскурсий, изготовление фотографий, рисунков, макетов, выполнение заданий Общества охраны памятников истории и культуры, музеев. Систематический уход за памятниками. У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - специфику деятельности по охране памятников истории и культуры на туристских маршрутах.
Тема 24. Экологическая
подготовка туриста. Законодательство по охране природы. Замечательные уголки природы, заказники, заповедники, национальные парки. Красная книга природы. Исчезающие растения и животные родного края. Понятие «экосистемы». Экологические требования к выбору места бивака. Основные формы участия туристов в охране природы: - гидрографические исследования, расчистка родников, описания истоков рек; - изготовление скворечников, кормушек для птиц и животных; - охрана муравейников; - охрана и описание редких и лекарственных растений и т.д. Учебные экологические тропы.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные правила поведения на природе; - экологические требования к выбору маршрутов, мест привалов и мест для организации ночлегов.
Тема 25. Метеорологические
наблюдения в походе. Приборы и оборудование для наблюдений. Виды наблюдений. Систематичность наблюдений. Шкала Бофорта, шкала видимости. Признаки изменения погоды. Дневник наблюдений. У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные признаки изменения погоды; - способы ведения дневника метеорологических наблюдений. Раздел 5. ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ (2 - 4 часа) Тема 26. Туристские
соревнования. Туристские соревнования - форма проверки туристских умений и навыков, смотр результатов туристско-краеведческой работы, форма выявления лучших коллективов, пропаганда туризма. Правила проведения соревнований. Положение о соревновании. Цели и задачи соревнований, время и место проведения, участники похода-соревнования, форма заявки. Руководство соревнованиями (оргкомитет, штаб, судейская коллегия, комендантский взвод, службы). Распорядок дня. Виды соревнований (массовость, квалификация, краеведение, туристские навыки, туристская техника, ориентирование, контрольно-туристский маршрут, топография). Зачетные и незачетные виды соревнований, конкурсы. Условия проведения соревнований. Формы протоколов соревнований. Определение результатов, награждение победителей. Порядок организации слетов-соревнований. Практическое занятие: участие в туристских соревнованиях.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь : - основные виды туристских соревнований; - порядок организации соревнований. Тема 27. Соревнования по спортивному
ориентированию. Виды соревнований (маркированная трасса, заданное направление, контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту, по легенде, по азимуту). Снаряжение спортсмена-ориентировщика. У ч а щ и е с я д о л ж н ы
у м е т ь : - с помощью карты и компаса пройти маршрут в заданном направлении. Приложение 1 Перечень основных понятий, представления о
которых должны получить учащиеся после изучения учебного курса «Основы туристско - краеведческой деятельности»
Приложение 2 Дидактическое обеспечение курса «Основы туристско-краеведческой
деятельности» Темы 1,2. Наборы слайдов о туристских походах в различных климатических и сезонных условиях. Диафильмы: Туризм (части 3,4,5). М. Диафильм, 1983.; Свободное время - туризму, активному отдыху. М.: Диафильм, 1983. Учебные плакаты: «Водный туризм», «Горный туризм», «Лыжный туризм». Отчеты о туристских походах школьников, фотолетописи походов и туристских лагерей. Темы 3,4. Наборы слайдов и видеофильмов о путешествиях по различным туристским районам (Карпаты, Крым, Кавказ, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Урал, Кольский полуостров, Мещерская низменность, Архангельская область, Подмосковье и др.). Диафильмы: «Человек и горы». М.: Диафильм, 1985;»В краю листопадных лесов». М.: Диафильм, 1986. Наборы слайдов: «Царицыно». М.: Диафильм, 1987; «Поленово». Л., 1981; «Абрамцево». Л., 1971; «Золотое кольцо России». Л., 1980. Фотолетописи походов школьников по различным районам страны и Подмосковью. Карта России и стран СНГ. Карта Московской области. План массовых походов школы на учебной год. Тема 5. Схема «Самоуправление в туристской группе». Перечни основных и временных обязанностей в туристском походе. Тема 6. Правила безопасности в пешем и лыжном туристском походе. Учебные плакаты : «Ядовитые грибы», Ядовитые растения», «Поисково-спасательные работы». Тема 8. Учебные плакаты: «Транспортировка пострадавшего», «Первая медицинская помощь». Походная медицинская аптечка. Тема 9. Образцы туристского снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Диафильм: «Туризм». М.: Диафильм, 1973 (часть 3). Тема 10. Образцы туристского снаряжения для похода в зимних условиях. Диафильм: «Туризм». М.: Диафильм, 1973 (часть 4). Учебный плакат: «Лыжный туризм». Тема 11. Образцы группового снаряжения. Макеты палаток. Набор слайдов «Туристские палатки». Диафильм: «Туризм». М.: Диафильм, 1973 (часть 1). Учебные плакаты: «Специальное снаряжение для преодоления горного рельефа», «Лыжный туризм. Групповое снаряжение». Тема 12. Образцы меню и списков продуктов для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Таблица: «Нормы продуктов в туристском походе». Диафильмы: «Что в туристском котелке». М.: Диафильм, 1988; «Туризм». М.: Диафильм, 1973 (часть 1). Тема 13. Образцы рюкзаков. Набор слайдов: «Рюкзаки». Учебный плакат: «Укладка рюкзака». Тема 14. Учебные плакаты: «Разбивка бивака», «Лыжный туризм. Биваки», «Горный туризм. Биваки в горах». Диафильм: «Туристский бивак». М.: Диафильм, 1987. Тема 15. Набор слайдов: «Техника в пешем и лыжном походе». Учебные плакаты: «Лыжный туризм. Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия», «Горный туризм. Передвижение по снегу и фирну», «Переправы через горные реки». Тема 16. Образцы «временной ленты» маршрута, схем и технических описаний участков маршрута. Хронометры. Темы 18-21. Образцы различных моделей компасов. Оборудование и снаряжение для проведения глазомерной съемки местности. Диафильмы: «Туризм». М.: Диафильм, 1973 (часть 2); «Как ориентироваться на местности». М.: Диафильм, 1972; «Как составить план местности». М.: Диафильм, 1966. Учебные плакаты: «Спортивная карта», «Ориентирование в походе», «Топографические условные знаки», «Изображение рельефа на топографических картах», «Учебная топографическая карта». Темы 22-25. Набор слайдов: «Краеведческая деятельность на маршруте». Краеведческие отчеты о походах школьников. Диафильмы: «Турист, береги природу!». М.: Диафильм, 1986; «Как охранять окружающую нас природу». М.: Диафильм, 1978; «Самый близкий к Москве» (Приокско-террасный заповедник). М: Диафильм, 1973; «Пестрые горы» (Алма-атинский заповедник). М.: Диафильм, 1988. Набор слайдов: «Музей-заповедник Коломенское». М.: Диафильм, 1986. Учебный плакат: «Запрещается собирать эти растения». Темы 26,27. Положение о школьном туристском слете-соревновании. Образцы протоколов соревнований. Образцы судейского снаряжения. Набор слайдов: «Туристские соревнования школьников». Учебные плакаты: «Спортивное соревнование», «Ориентирование в заданном направлении», «Ориентирование по маркированной трассе», «Ориентирование по выбору».
Приложение 3 Учебно-тематический план
курса «Основы туристско-краеведческой деятельности» для занятий в помещении -
36 часов
В программу курса включена также организация трех практических занятий на местности (« Маршрутная съемка», «Ориентирование карты. Азимут. Компас, работа с ним», «Туристские соревнования») и шести туристских походов (четырех однодневных и двух двухдневных с ночлегом в полевых условиях) для приобретения, отработки и закрепления туристско-краеведческих умений и навыков. Общая продолжительность учебного времени, отводимого для практических занятий на местности и туристских походов, - 72 часа.
Приложение 4 Примерное распределение учебного времени,
отводимого на организацию туристских походов и практических занятий на местности
по темам (72 часа)
* Примечание: Наименования тем в графах таблицы Приложения 5. 7.- Предпоходная тренировка, физическая и маршевая подготовка. 15.- Техника преодоления естественных препятствий. 8.- Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста. 9.- Личное снаряжение участника пешего похода. 10.- Личное снаряжение участника похода в зимних условиях. 11.- Групповое снаряжение. 13.- Укладка рюкзака. 14.- Туристский бивак. 12.- Организация питания в походе. 19.- Компас, работа с ним. 20.- Ориентирование карты, азимут, магнитное склонение. 21.- Маршрутная съемка. 26.- Туристские соревнования. 27.- Соревнования по спортивному ориентированию. |