ПРОГРАММА
дополнительного образования для учащихся
7-11 классов средней школы
«Лидер: школа туристского
организатора»
До 1995 г.
программа «Лидер: школа туристского организатора» с пятилетним сроком обучения
прошла апробацию дважды в полном объеме. Школьники, обучающиеся по данной
программе, на завершающем этапе в каждом цикле становились победителями
Первенства г. Москвы по туризму, Призерами Всесоюзного конкурса на лучший
туристский поход среди школьников, призерами Чемпионата России по спортивному
туризму.
В сентябре
1995 года текст программы был оформлен в рукописи. В декабре 1995 года программа
«Лидер...» получила положительное заключение Совета Туристско-спортивного Союза
России и рекомендована к апробации в регионах (Протокол № 1 от 9.12.1995). В
1996 году программа опубликована (переиздана в 1998 году). В 1998 году программа
стала дипломантом Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования (письмо МО и ПО РФ № 230/35-15 от 26.03.98).
Решением Совета Туристско-спортивного Союза России от
8.12.2000 одобрен успешный опыт реализации программы, и данная программа
рекомендована в
качестве базовой для подготовки высококвалифицированного детско-юношеского
туристского актива.
С
сентября 1995 года реализованы два пятилетних цикла программы. Идет реализация
третьего цикла.
ВЕДЕНИЕ
«Лидер: школа
туристского организатора» - комплексная образовательно-оздоровительная программа
для учащихся 7-11 классов средней школы, рассчитанная на 5 лет обучения. Это
интегративный курс, вбирающий в себя сведения из нескольких дисциплин
(географии, биологии, экологии, физическому воспитанию, физике, математике,
основам безопасности жизнедеятельности, основам менеджмента и др.).
Образовательный материал построен с учетом межпредметных связей, дающих
возможность создать в сознании ребенка единую картину
мира.
Основные цели курса:
- развитие у учащихся лидерских качеств (способность
влиять на личность и группы людей, побуждая их эффективно работать для
достижения поставленных целей);
- подготовка квалифицированного туристско-краеведческого
актива: организаторов туристско-краеведческой деятельности среди детей и
юношества;
- допрофессиональная подготовка школьников с
возможностью дальнейшей специализации в области туристско-экскурсионного
обслуживания, педагогики и в других профессиональных областях, таких как
геология, геодезия, военное дело, физическое воспитание и
т.д.
Актуальность введения системного курса «Лидер: школа
туристского организатора» определяется отсутствием преемственности между
существующими ныне примерными программами для туристско-краеведческих
объединений («Юные туристы», «Пешеходный туризм», «Младшие инструктора туризма»
и т.д.). Данные программы, написанные разными авторами, ориентированы на
одно-двухлетнее обучение и не позволяют педагогу работать с детским коллективом
длительное время. Программа «Лидер: школа туристского организатора»
ориентирована на обеспечение достаточного уровня туристско-краеведческой
подготовленности учащихся в течение длительного времени, на всем протяжении
обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в условиях
единства требований. Постепенное усложнение программного материала, опора на
возрастные особенности и потребности ребенка позволяет педагогу развивать
детский коллектив в системе «ближних и дальних перспектив» на протяжении всего
обучения.
В отличие от примерных программ для
туристско-краеведческих объединений, новизна данного курса состоит в подготовке
школьников-организаторов туристско-краеведческой деятельности, развитии у
учащихся лидерских качеств и накоплении ими опыта лидерства в первичных группах.
Включение ребенка в качественно разных ролях во множество микроколлективов
(палатка, дежурная бригада, туристская группа, класс, команда на соревнованиях,
судейская группа, совет командиров, совет инструкторов и т. д.) делает возможным
для него раскрытие своей индивидуальности, творческого потенциала,
самореализации в проявлении компетентности и лидерских
качеств.
Принципиально новым является также целевая подготовка
посредством данной программы педагогических кадров, способных через 7-10 лет с
начала обучения решать проблемы в организации туристско-краеведческой
деятельности в школах, учреждениях дополнительного и профессионального
образования, по месту жительства. Целевое вложение средств в подготовку
квалифицированных кадров по данной программе становится особенно эффективным
потому, что происходит органичное слияние интересов государственных структур в
развитии туристско-краеведческого движения, воспитания и оздоровления населения
средствами туризма и краеведения и профессиональных интересов подготовленных
туристских организаторов.
Квалифицированный актив будет работать в относительно
комфортных условиях в коллективе, в традициях которого он воспитан, в условиях
единства требований. Туристские организаторы (на штатной или внештатной основе)
будут стремиться к повышению личного спортивного мастерства, руководству
туристскими мероприятиями, поскольку достижение высоких спортивных результатов в
туризме предусматривает обязательную реализацию функции руководства этим видом
деятельности.
Специализированную подготовку школьника - туристского
организатора целесообразно начинать не ранее 7-8 класса средней школы. До 12-13
лет ребенок может получить первичный опыт туристско-краеведческой деятельности:
участие в туристских прогулках, местных экскурсиях (начальная школа),
одно-двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского кружка
(5-6 класс). К 12-13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий
«для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством
квалифицированного педагога. К этому возрасту дети по своим потребностям
(стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей,
испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и
физиологическим) созревают к самостоятельной туристско-краеведческой
деятельности в коллективе сверстников.
Программа состоит из пяти
разделов:
1.
Туристско-краеведческая подготовка.
2. Организаторская
подготовка.
3. Судейская подготовка
4. Инструкторская, психолого-педагогическая
подготовка.
5. Подготовка многодневного зачетного
учебно-тренировочного похода (лагеря).
Подобное содержание программы опосредуется структурой
функциональной подготовки туристского организатора.
Раздел программы «Туристско-краеведческая
подготовка» ориентирован на объект деятельности туристского организатора.
Обучение проходит от ознакомления школьников с основными прикладными
туристско-краеведческими умениями и навыками до подготовки квалифицированного
участника сложных походов. В данном программном материале не поставлена задача
раскрытия содержания собственно краеведческой деятельности. Структура и объем
краеведческих знаний, умений и навыков определяется педагогом, с учетом его
профессиональной подготовленности и интересов, и требует творческого
подхода.
Раздел программы «Организаторская подготовка»
предполагает постепенное накопление учащимися опыта лидерства среди ровесников
(равных по туристскому опыту школьников) и формирование качественной
профессиональной основы для будущего руководства туристскими
группами.
Задачи раздела программы «Инструкторская
психолого-педагогическая подготовка»: приобретение ребенком опыта
организаторской деятельности среди младших по возрасту детей (менее опытных в
туристском отношении), раскрытие и развитие у учащихся возможных педагогических
задатков.
Цель раздела программы «Судейская подготовка» -
накопление учащимися знаний и практических умений, начиная от участника
соревнований и заканчивая организатором (главным судьей) вида массовых
туристских соревнований школьников.
Раздел программы «Подготовка многодневного
похода...» преследует прикладные задачи подготовки к конкретному
многодневному зачетному учебно-тренировочному походу
(лагерю).
В содержании
программы определяется объем знаний и умений учащихся по темам только для
первого года обучения. Это, на взгляд автора, может служить примерным ориентиром
для педагога при определении промежуточных образовательных целей в последующие
годы обучения.
Для решения
проблем диагностичности поставленных в программе целей в Приложении 1 к
программе приводится таблица промежуточных результатов подготовки учащихся по
разделам программы (по годам обучения). Эти показатели достаточно четко
контролируются, могут быть сертифицированы, так как определены на основании
комплекса формируемых знаний и умений. Программное содержание строится на
основании определяемых результатов подготовки по годам обучения и требований к
участникам конкретного зачетного учебно-тренировочного похода (лагеря). При
желании, программное содержание может быть адаптировано с учетом специфики
любого вида туризма (пешеходный, водный, горный, лыжный и т.д.).
Программный
материал строится по 324 часовой сетке для программ дополнительного образования
(9 часов в неделю), на основании действующей Инструкции о порядке организации и
проведения туристских мероприятий со школьниками и квалификационных нормативах
по туризму.
Из 324 часов
202 часа в год отводится на организацию лекционно-семинарских занятий,
проведение практических работ в помещении и на местности, организацию экскурсий.
122 часа предусмотрено на организацию в течение года восьми однодневных, одного
двухдневного и двух трехдневных походов с целью приобретения, отработки и
закрепления туристско-краеведческих умений и навыков, приобретения практики
организаторской и инструкторской деятельности. Предусмотрено постепенное
усложнение программного материала. Например, количество часов, отводимых на
маршевую подготовку, должно быть не меньше количества часов, необходимых для
прохождения маршрута конкретного зачетного учебно-тренировочного похода (вида
туризма, сезонности, протяженности, продолжительности, тактического построения
маршрута, количества и качества естественных препятствий и т.д.).
Организация и
проведение ежегодных многодневных учебно-тренировочных походов (лагерей),
зачетных и проводимых в межсезонье для подготовки к более сложным маршрутам,
должны планироваться вне сетки часов.
В приложении к
программе приводится примерный учебный план на 5 лет (по годам обучения),
примерные перечни практических работ по годам обучения, перечень рекомендуемой
литературы и дидактических пособий.
Для обучения школьников по данной программе
педагог должен иметь квалификацию не ниже первого спортивного разряда по туризму
инструкторскую подготовку по одному из видов туризма, опыт организации и
судейства туристских соревнований школьников. С учетом относительно высокой
квалификации педагога, данный программный материал не должен рассматриваться им,
как нечто догматическое, особенно в содержательной части. На взгляд автора,
возможна перегруппировка тем, специализация школьников по одному или нескольким
видам туризма, областям краеведческих знаний и т.д., в зависимости от конкретных
условий для организации практических занятий на местности и специфики маршрутов,
а также районов проведения зачетных учебно-тренировочных походов (лагерей).
Для работы по
программе «Лидер: школа туристского организатора» предпочтительна организация
взаимодействия между несколькими педагогами с целью создания разновозрастного
спортивно-туристского клуба школьников.
Программное
содержание апробировано в деятельности детско-юношеских спортивных клубов Дома
пионеров и школьников им. П. Андреева Москворецкого (Советского района), Дворца
пионеров и школьников им. А. П. Гайдара Люблинского района, школы 556 Советского
района, Центра досуга и творчества молодежи «Виктория» и Детско-юношеского
центра Южного административного округа г. Москвы и в др. образовательных
учреждениях.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИДЕР: ШКОЛА ТУРИСТСКОГО ОРГАНИЗАТОРА».
Раздел 1.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
|
Программное содержание по годам
обучения
|
Тема
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
Туристское
снаряжение.
|
Перечень личного снаряжения для
однодневного пешего похода. Специфика подбора личного снаряжения для похода в
зимних условиях. Подбор снаряжения, в зависимости от метеоусловий. Требования к
снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске.
Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Групповое
снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное
снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор.
Фото-видеонабор. Приборы для метеонаблюдений. Спорт-культ инвентарь. Уход за
снаряжением, его ремонт.
Учащиеся должны знать:
- требования, предъявляемые к туристскому
снаряжению;
- специфику
подбора личного снаряжения для похода в зимних
условиях.
Учащиеся должны уметь:
- Составлять перечни личного снаряжения для однодневного
похода в различных сезонных условиях и
похода с ночлегом.
- Составлять перечни группового снаряжения для похода с
ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного туристского
лагеря.
|
Личное и групповое снаряжение для многодневного пешего
похода. Самодельное личное снаряжение (ветрозащитная куртка «анорак»,
плащ-накидка, накидка на рюкзак, чехол на лыжи,
альпеншток).
|
Самодельное групповое
снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и
вспомогательная веревка, репшнур). Маска. Защитные очки.
Примусное хозяйство, газовые
горелки.
Байдарки и
катамараны.
|
Страховочное снаряжение
(грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка»,
«десантер». «Блок» для навесной переправы.)
|
Страховочное снаряжение
(страховочная система, кошки, жумары, ледоруб, айсбайль, крючья скальные и
ледовые,
ледобур, лавинная лопата и
шнур, «самоброс»). Использование малогабаритных раз-борных печек для
приготовления пищи.
|
2. Укладка
рюкзака.
|
Типы рюкзаков. Преимущества и
недостатки. Рюкзаки-самоделки. Правила размещения предметов в
рюкзаке.
Учащиеся должны уметь:
укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с
ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.
|
Специфика укладки рюкзака для
многодневного похода. Способы переноски продуктов питания. Меры безопасности при
переноске в рюкзаке колющих и режущих предметов. Самодельные рюкзаки:
(материалы, конструкция и способы изготовления).
|
Правила безопасности при
переноске в рюкзаке примусного хозяйства, емкостей с
бензином.
|
-
|
-
|
3. Организация питания в
туристском походе.
|
Организация питания в
однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка
продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых и
съедобных грибов, ягод, растений.
Учащиеся должны знать:
- принципы отбора продуктов для туристских
походов;
- специфику организации питания в стационарном
туристском лагере.
|
Значение правильной организации
питания, его режим. Простейшие способы очистки воды. Нормы продуктов питания.
Меню, список продуктов. План разгрузки участников. Организация питания при
переезде по железной дороге к району путешествия. Работа завхоза по
питанию.
|
Учет возможности пополнения
продуктами питания в пути. Рыбалка. Сбор грибов, ягод,
орехов.
|
Составление списка продуктов с
учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения.
|
Использование сушеных и
сублимированных продуктов, питательных высококалорийных смесей. Варианты
походного меню в зависимости от потребностей и возможностей группы.
Использование электронных раскладок продуктов.
|
4. Безопасность
туристских
путешествий.
|
Безопасность - основное требование ко всем туристским
путешествиям. Инструктаж по правилам безопасности в туристском
походе.
Учащиеся должны знать:
основные причины возникновения опасных ситуаций в
походе.
|
Профилактическая работа по
обеспечению безопасности похода: комплектование группы, медицинский осмотр,
предпоходный тренировочный процесс, смотр готовности, инструктаж по технике
безопасности и др. меры контроля. Соблюдение правил безопасности при
передвижении железнодорожным и автомобильным транспортом, при выборе места
купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным
ситуациям.
|
Сигналы бедствия. Контрольные
пункты и сроки. Правила безопасности при работе с
примусами.
Работа с портативными
рациями.
|
Правила безопасности при
организации переправ через реки. Правила безопасности в местах возникновения
камнепада. Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные
сроки.
|
Обеспечение безопасности при
преодолении препятствий в сложном туристском походе. Действия группы в
селеопасном и лавиноопасном районах.
Спутниковые системы поиска
пострадавших.
|
5. Предпоходная тренировка.
Физическая и маршевая подготовка.
|
Физическая подготовленность к
туристскому походу. Утренняя зарядка и закаливание. Туристский строй.
Обязанности замыкающего в строю.
Учащиеся должны знать:
специфику физической подготовки к туристским
походам.
|
Общая и специальная подготовка
туриста. Комплексы упражнений утренней зарядки. Закаливание дома и на маршруте.
Туристский строй (темп, шаг, интервал, порядок движения).
Пешие сверхмарафоны (50 км за
день).
|
Воспитание и развитие
физических качеств (выносливость, сила, быстрота и др.) Формирование специальных
двигательных навыков. Раз-личные виды спорта как средство
повышения физической
подготовки. Маршевая подготовка: кроссы (с грузом и без него, с преодолением
естественных препятствий).
|
Краткие сведения о строении
человеческого организма и функциях его основных органов. Зависимость вида
тренировок от характера предполагаемого похода. Систематичность
тренировок.
Пешие сверхмарафоны (50 км за
день) с дополнительной нагрузкой.
|
Тесты физической
подготовленности к туристским путешествиям различной степени сложности. Методика
составления индивидуальной программы физической подготовки к сложным туристским
походам.
|
6. Медицинская подготовка
туриста.
|
Личная гигиена. Уход за ногами,
обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде.
Купание в походе. Профилактика и оказание первой доврачебной медицинской помощи
при кровотечении, переохлаждении, обморожении, простудном заболевании,
потертости, ушибе, переломе, отравлении, тепловом ударе.
Учащиеся должны знать:
основные приемы оказания первой доврачебной медицинской
помощи в условиях туристского похода.
|
Личная и групповая походная
аптечка. Обязанности походного медика. Правила транспортировки пострадавшего при
различном характере травм. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе
проведения многодневного путешествия.
|
Профилактика клещевого
энцефалита. Профилактика и лечение солнечных ожогов. Правильный ре-жим работы и
отдыха в походе. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе
проведения многодневного путешествия.
|
Специфика акклиматизации.
Транспортировка пострадавшего на длительные расстояния. Ядовитые растения,
насекомые, пресмыкающиеся в районе проведения многодневного
путешествия.
|
Приемы самоконтроля
самочувствия на маршруте. Психотерапия. Витаминизация. Проведение искусственного
дыхания. Наружный массаж сердца. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в
районе проведения многодневного путешествия.
|
7. Туристский
бивак.
|
Требования к месту бивака:
наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при
ухудшении погоды, экологические, эстетические, гигиенические требования.
Планирование и разведка места бивака.
Организация бивачных
работ:
- планирование территории
бивака, учет направления ветра, освещенности места,
сырости;
- роль командира группы, роль
служб;
- последовательность действий
членов группы.
Место для установки палаток,
использование полиэтиленовых пленок. Место для вещей в палатке. Выбор места для
костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способы заготовки. Растопка.
Укрытие дров от дождя. Техника безопасности при работе пилой и топором.
Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной
безопасности. Свертывание бивака. Ямы для отбросов. Уборка
мусора.
Учащиеся должны знать:
- правила планирования места
бивака;
- последовательность организации бивачных
работ.
|
Порядок организации бивачных
работ при различных метеоусловиях. Специфика установки палаток на снегу, на
каменистых склонах.
|
Оборудование места для
приготовления пищи на примусах, газовых горелках.
|
Установка палаток на крупной и
средней осыпи. Постройка ветрозащитных стенок.
|
Учет возможных сходов снежных
лавин, селя, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых
склонах.
|
8.
Топография и ориентирование на
местности.
|
Определение понятия «карта».
Отличие плана от карты. Определение понятия «масштаб». Классификация карт.
Номенклатура карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для
спортивного ориентирования. Марки компасов. Устройство компаса Адрианова.
Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звездам, местным
предметам. Определение понятия «азимут». Азимут прямой и
обратный.
Принципы прокладки азимута.
Маршрутная и площадная съемка местности. Протяженность маршрута, площадь
участка. Полевая и камеральная работа. Способы проведения съемки: способ прямых
и обратных засечек, способ съемочного хода. Оборудование и снаряжение. Параметры
контроля качества топографической съемки местности.
Учащиеся должны знать:
- отличия плана и карты;
- отличия топографических и спортивных
карт;
- определение понятий «масштаб»
«азимут»;
- компас: устройство и правила
пользования;
- перечень оборудования и снаряжения для проведения
маршрутной съемки;
- параметры контроля качества топографической съемки
местности.
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта по компасу, солнцу,
местным предметам;
- ориентировать карту при помощи
компаса;
- определять азимуты на заданные
ориентиры;
- выдерживать заданное направление при движении по
азимуту;
- осуществлять простейшую глазомерную съемку
местности;
- измерять расстояния и высоты на
местности.
|
Магнитные свойства Земли.
Истинный и магнитный полюса Земли. Магнитное склонение. Магнитная аномалия.
Карты для спортивных походов. План-схема, кроки местности. Использование снимков
Земли из Космоса. Копирование карт и схем. Изучение местности по карте. Способы
определения пройденного расстояния. Определение точки стояния. «Временная лента»
маршрута.
|
Выбор и описание по карте
оптимального пути. Определение параметров рек. Особенности ориентирования по
мелкомасштабным и устаревшим картам.
|
Использование фотоматериалов
для определения перевалов и прокладывания маршрутов. Особенности ориентирования
в тумане и темноте. Движение по азимуту ночью и в условиях ограниченной
видимости. Роль разведки. Обзорные точки.
|
Составление высотного графика
маршрута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы или схемы.
Действия группы при потере ориентировки. Особенности ориентирования в горах, в
сложных метеоусловиях.
|
9. Общественнополезная,
краеведческая и природоохранная
деятельность
туристов.
|
Цель наблюдений на маршруте.
Наблюдение за природными явлениями, изучение растительного и животного мира,
почв, полезных ископаемых. Личный и групповой дневники. Фотографирование и
зарисовки в походе. Виды метеорологических наблюдений. Признаки изменения
погоды. Экологическая подготовка туриста. Экологические требования к выбору
места бивака. Природоохранная деятельность: изготовление скворечников для птиц,
охрана муравейников, охрана и описание редких видов растений и
т.д.
Учащиеся должны знать:
- основные методы краеведческой деятельности в
туристском походе;
- основные правила поведения на
природе;
- экологические требования к выбору маршрутов мест
привалов и
ночлегов;
- основные признаки изменения
погоды;
- способы ведения дневника метеорологических
наблюдений.
|
Краеведческое изучение
маршрута. Изучение района будущего путешествия, сбор материалов по истории,
экономике, культуре, природным особенностям. Изучение литературы и отчетов о
походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация
результатов. Приборы и оборудование. Дневник метеонаблюдений. Шкалы Бофорта и
видимости. Учебные экологические тропы.
|
Выполнение заданий музеев,
научно-исследовательских организаций в походе. Запись воспоминаний участников и
очевидцев событий. Сбор документов, реликвий. Музейная деятельность. Виды
природоохранной пропаганды.
|
Правила хранения и
использования исторических документов и других материалов. Коллекционирование.
Прогнозирование погоды по местным признакам.
|
Порядок описания краеведческого
объекта. Создание краеведческих экспозиций, выставок. Устная и печатная
пропаганда краеведческих материалов, использование их в разработке туристских
маршрутов и экскурсий.
|
10.
Стратегия и тактика
похода.
|
-
|
График прохождения маршрута.
Корректировка графика и маршрута с учетом реальной
обстановки.
|
Планирование дневного перехода:
график
движения, распорядок дня, выбор
места бивака.
|
Логика построения маршрута.
Использование забросок. Запасные и аварийные варианты маршрута. Выбор времени
суток для движения в зависимости от метеоусловий. Эталонные
маршруты.
|
Содержание понятия «стратегия
похода». Цель: безопасность при проведения похода. Зависимость стратегии от:
цели похода, района, сложности маршрута, сезонности, вида туризма уровня подготовки группы. Стратегические
схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Методики
категорирования маршрута.
|
11. Техника движения и
преодоление естественных препятствий.
|
Естественные препятствия в
походе. Движение по: мокрому грунту, подлеску. Переправы через реки. Узлы:
«прямой», «восьмерка», «полусхват», «удавка», контрольные
узлы.
Учащиеся должны знать:
основные способы преодоления естественных
препятствий
в пешем и лыжном походе.
|
Естественные препятствия в
пешем туризме. Положение корпуса, ног. Использование альпенштока. Движение по:
крутым травянистым склонам, снегу. Переправы: вброд, по камням, по клади. Узлы:
«рифовый», «брамшкотовый»,
«ткацкий».
|
Понятие «техника туризма».
Препятствия в пешем и лыжном походе. Движение по: глубокому снегу, средним и
мелким осыпям. Переправы по: клади, по камням, с использованием веревочных
перил. Узлы: «схватывающий», «двойной морской», «проводника»,
«академический».
|
Препятствия в пешем, лыжном,
водном и горном походе. Страховочное снаряжение. Движение по: заболоченной
местности, кустарниковой тундре, крупной осыпи, крутому каменистому склону.
Переправа вброд группой (2-4 человека). Узлы: «булинь», «грудная обвязка»,
«седло», «стремя».
|
Движение по: льду, фирну,
скальным склонам. Страховочное снаряжение. Навесные переправы. Использование
плотов при организации переправ. Узлы: «встречный», «Бахмана», «Международный
союз альпинистских ассоциаций».
|
12. Изучение района
путешествия.
|
Экономико-географический обзор
и туристские возможности родного края. Примеры маршрутов одно- и двухдневных
походов.
Учащиеся должны знать: общую
характеристику туристских возможностей родного края.
|
Географическое положение
родного края. Геологическое прошлое. Рельеф. Полезные ископаемые. История.
Население. Хозяйство. Перспективы развития. Памятные места. Музеи. Своеобразные
природные объекты. Литература о родном крае.
|
Туристские возможности России и
стран СНГ. Географическое положение России. Понятие туристских регионов и
туристских ресурсов. Обзор регионов. История освоения туристских регионов России
и стран СНГ.
|
Районы походов. Их подробный
физико-географический обзор. Возможные маршруты походов различных видов туризма,
категорий сложности, учебно-тренировочных походов, экспедиций. Пути подъезда
Источники сведений о районах. Национальные особенности и обычаи местного
населения.
|
13. История развития
туристско-краеведческого движения.
|
Самодеятельная основа туризма.
Законы туристской группы. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов
путешествий. Место песни в развитии туристского коллектива. Песенные традиции.
Тематика туристских песен. Самодеятельная авторская песня. Слеты и конкурсы
авторской песни.
Учащиеся должны знать:
основные правила законы и традиции самодеятельного
туристского движения.
|
Краткий обзор развития туристско-краеведческого движения
в стране. Постепенное формирование организационной структуры туризма.
Организационные основы туристско-краеведческого движения на современном
этапе.
|
История развития
туристско-краеведческих объединений. Выдающиеся спортивные достижения взрослых и
детско-юношеских туристских групп. Разнообразие организационных форм
туристско-краеведческой деятельности: туристские союзы и объединения, общества
краеведов, клубы туристов, станции и центры детско-юношеского туризма,
туристско-краеведческие объединения в школах, Центрах творчества, по месту
жительства.
|
-
|
14. Подведение итогов
похода.
|
Оформление результатов
наблюдений на маршруте. Дневник и летопись группы. Походный дневник-газета.
Обязанности ответственного за ведение походного дневника. Личные отзывы
участников о походе.
Учащиеся должны знать:
- обязанности ответственного за ведение походного
дневника;
- возможные способы оформления походного
дневника-газеты.
|
Отчет о походе. Техническое
описание маршрута. «Временная лента», хронометраж маршрута. Приемы описания
основных ориентиров. Проведение разбора похода в группе.
|
Техническое описание маршрута
похода. Определение участков маршрута. Описание характера местности. Наличие
удобных мест для привалов,
узлов связи, магазинов,
расписание их работы. Транспорт: расписание движения, стоимость проезда, время в
пути. Фотоиллюстрации, схемы.
|
Назначение отчета о походе, его
основные разделы. Приложения к отчету. Оформление отчета. Описание и оценка
сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления.
Специфика ориентирования для данного района. Организация и проведение выставки
краеведческих материалов, собранных на маршруте.
Оформление отчета на компьютере
(сканирование, верстка, редактирование текста и
графики).
|
Составление в электронном виде
мультимедийного отчета о походе.
Проведение с целью пропаганды
туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Организация школьного
туристско-краеведческого вечера. Сценарий. Подготовка выступлений.
Организационное обеспечение вечера.
|
Раздел 2.
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА
15. Организация личного
времени.
|
Режим дня. Подготовка к
учебному занятию. Подготовка к туристскому походу.
Учащиеся должны знать:
- значение режима дня;
- основные правила личной подготовки к учебному занятию
и туристскому походу.
|
Значение рациональной
организации личного времени. Умение анализировать прошедший день и находить
резерв времени. Личный дневник.
|
Определение личных целей и
задач спортивно-туристской и учебной деятельности на учебный
год.
|
Основы научной организации
труда. Методика постановки долгосрочных целей Деятельности. Планирование
перспективное и оперативное. Анализ дня. Приемы
конспектирования.
|
Анализ эффективности
собственной деятельности за определенный период. Отбор и реферирование учебной
литературы. Правила написания аннотации на статью и
книгу.
|
16. Организатор
туристского
путешествия.
|
Командир и его роль в
туристской группе. Личные качества командира туристской группы. Права и
обязанности командира палатки (отделения) и дежурной бригады, бригады «дела».
Порядок организации работы дежурной бригады. Сменный график дежурств в
многодневном туристском походе (лагере): кухня, топографические работы,
дневник-газета, вахта. Прием - сдача дежурства. Снаряжение и оборудование для
организации дежурства.
Учащиеся должны знать:
права и обязанности командира палатки (отделения) и
дежурной бригады.
Учащиеся должны уметь:
выполнять обязанности командира палатки (отделения) и
дежурной бригады в условиях туристского похода (лагеря).
|
Роль командира туристской
группы в организации самоуправления, работе служб при подготовке к
одно-трехдневному походу и на маршруте, при подведении итогов. Права и
ответственность командира. Права и обязанности дежурного командира в
учебно-тренировочном походе (лагере). Составление плана работы на день.
Организация и контроль режимных моментов. Организация работы и контроль за
деятельностью служб. Организация разбора дня (подведения итогов) в группе. Права
и обязанности ответственного за купе (при движении железнодорожным
транспортом).
|
Права и обязанности командира
при комплектовании группы, подготовке и проведении многодневного туристского
похода. Навыки планирования (составление плана работы). Участие командира группы
в создании благоприятного психологического климата в группе. Конфликтные
ситуации и пути их разрешения. Роль командира в подготовке отчета о походе и
организации итогового отчетного вечера.
|
Роль руководителя туристской
группы и его заместителя. Персональная моральная, административная и юридическая
ответственность руководителя за безопасность при проведении туристских
путешествий. Добровольное подчинение туристов - основа отношений в туристской
группе. Права и обязанности ответственного за организацию
туристско-краеведческой деятельности в классе.
|
Основные принципы управления.
Зависимость стиля управления от опыта участников и руководителя, конкретной
ситуации. Виды власти. Определение «точек контроля» в плане подготовки и
проведения туристско-краеведческих мероприятий. Практика разбора несчастных
случаев и аварий.
|
Раздел 3.
СУДЕЙСКАЯ
ПОДГОТОВКА.
17.
Туристские
соревнования.
|
Туристские соревнования. Виды
соревнований. Подготовка группы к участию в походе-соревновании. Организация
тренировок команды. Основная цель соревнований - проверка готовности участников
в условиях максимально приближенных к походным.
Учащиеся должны знать:
- основные виды соревнований;
- порядок подготовки команды к участию в туристском
соревновании.
|
Туристские соревнования - форма
проверки туристских умений, навыков, смотр результатов туристско-краеведческой
деятельности коллективов, пропаганда туризма. Виды соревнований и их
особенности. Обязанности судьи-контролера.
|
Организация туристских
соревнований: подготовка, проведение, подведение итогов. Награждение
победителей. Работа судьи на этапе (варианты содержания деятельности). Виды
соревнований по спортивному ориентированию: маркированная трасса, заданное
направление, контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту,
по легенде, по азимуту. Снаряжение спортсмена -
ориентировщика.
|
Положение о соревновании. Цели
и задачи соревнований. Время и место проведения. Участники похода-соревнования.
Форма заявки. Руководство соревнованиями: оргкомитет, судейская коллегия,
комендантский взвод, службы. Распорядок дня. Виды соревнований: массовость,
квалификация, краеведение, туристские навыки, туристская техника, ориентирование
(контрольный туристский маршрут), топография. Зачетные и не-зачетные виды
соревнований. Конкурсы. Условия проведения соревнований. Методика судейства.
Формы протоколов. Обязанности старшего на этапе. Подведение итогов. Объявление
результатов. Награждение победителей.
|
Организация и проведение
школьного слета-соревнования. Выбор места. Получение разрешения местных властей
и лесничества. Оборудование места. Организация судейства видов соревнований.
Обязанности главного судьи вида соревнований. Содержание деятельности начальника
дистанции на туристских
соревнованиях.
|
Раздел 4.
ИНСТРУКТОРСКАЯ,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА.
18. Структура и деятельность
туристских объединений.
|
Туристская группа.
Комплектование группы. Подбор участников по состоянию здоровья, возрасту,
физической подготовке, морально волевой подготовке, туристскому опыту.
Организация самоуправления в группе. Обязанности постоянные и временные.
Обязанности в однодневных и многодневных походах. Распределение участников по
палаткам (отделениям) и дежурным бригадам.
Учащиеся должны знать:
- особенности распределения участников по палаткам
(отделениям) и дежурным бригадам.
|
Туристско-краеведческие
объединения в школе: кружок, секция, клуб. Расписание занятий. Родительские
собрания.
|
Роль туристского клуба в школе.
Структура клуба. План работы туристского клуба школьников на учебный
год.
|
Положение о
спортивно-туристском клубе школьников. Устав клуба. Символика, законы и традиции
туристского клуба. Основные направления деятельности.
|
Планирование деятельности
школьного туристского клуба на учебный год. Виды планов. Организация работы
туристских объединений. Составление расписания
работы.
|
19. Нормативно-правовые основы
туризма. Туристская
документация.
|
Виды и формы туризма. Походы
массовые (1,2,3,4 дня) и многодневные. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный,
горный, авто-мототуризм, велотуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние,
перспективы развития. Комбинированные походы.
Учащиеся должны знать:
- специфику самодеятельного спортивного
туризма;
- особенности различных видов туризма.
|
Маршрутный лист для участия
группы в массовых походах. Порядок оформления маршрутного листа. Порядок
оформления нормативов на значок «Юный турист России», «Турист России» и
юношеские разряды по туризму.
|
Классификационные нормативы по
туризму. Туристские звания. Правила заполнения справок о совершении
самодеятельного туристского путешествия, об участии в многодневном
учебно-тренировочном лагере.
|
Цели и задачи туристского
похода. Заявочная документация для совершения многодневного туристского
путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки, формы
ТУР-6.
|
Порядок заявки на участие в
многодневном путешествии в маршрутно-квалификационной комиссии. Оформление
документации. Смотры готовности. Порядок сдачи отчета и получения справок о
совершенном походе.
|
20. Содержание деятельности
инструктора.
|
-
|
Роль инструктора отделения,
дежурной бригады в учебно-тренировочном походе (учебно-тренировочном лагере).
Права и обязанности инструктора-стажера. Обучение новичков простейшим
туристско-краеведческим умениям и навыкам в походных условиях (в условиях
туристского лагеря).
|
Права и обязанности инструктора
отделения, дежурной бригады во время многодневного учебно-тренировочного похода
(туристского лагеря). Работа совета инструкторов в учебно-тренировочном походе
(туристском лагере). Организация смотра-соревнования между отделениями и
дежурными бригадами. Характеристика на участника похода
(лагеря).
|
Содержание деятельности
инструктора группы при подготовке, проведении и подведении итогов многодневного
учебно-тренировочного похода (туристского лагеря). Некоторые приемы обучения.
Общие походы к проведению учебных занятий.
|
Планирование работы туристского
кружка, секции, клуба. Методы обучения: устное изложение материала, беседа,
показ с пояснениями, демонстрационный метод, практическое занятие,
самостоятельная работа, семинарское занятие. Организация работы инструкторского
совета спортивно-туристского клуба
школьников.
|
Раздел 5.
ПОДГОТОВКА МНОГОДНЕВНОГО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОХОДА
(УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЛАГЕРЯ)
Программное
содержание опосредуется условиями организации и проведения конкретного
туристского путешествия: категорией (степенью) сложности, видом туризма,
временем проведения путешествия, набором и характером естественных препятствий,
набором краеведческих объектов и задачами по их изучению и т.д.
Приложение 1.
Сводная таблица результатов образовательной
подготовки учащихся
по разделам программы и годам
обучения
|
Результаты подготовки по годам обучения
|
раздел программы
|
1
7
класс,
12-13 лет
|
2
8
класс,
13-14 лет
|
3
9
класс,
14-15 лет
|
4
10
класс,
15-16 лет
|
5
11
класс,
16-17 лет
|
Туристско-краеведческая
подготовка
|
Значок «Юный турист», 3-2 юн. разряд, (участие в
походе 1-2 степени сложности).
|
1 юн.р. - 3 р.
(участие в походе 3 степени
сложности - 1 категории сложности).
|
3 разряд. (участие в походе 1-2
категории сложности).
|
3 - 2 разряд. (участие в походе 2-3
категории сложности).
|
2 разряд. (участие в походе 3-4
категории сложности).
|
Организаторская подготовка
|
Командир палатки, дежурной
бригады.
|
Командир группы в одно-трех-дневных
походах, дежурный командир группы в многодневном походе.
|
Командир группы в многодневном
походе.
|
Помощник руководителя туристской
группы в одно-трехдневном походе.
|
Помощник руководителя туристской
группы в многодневном походе (руководитель-стажер).
|
Судейская подготовка
|
Участие в туристских
соревнованиях.
|
Судья-контролер.
|
Судья на этапе.
|
Старший судья этапа.
|
Главный судья вида, начальник
дистанции.
|
Инструкторская,
психолого-педагогическая
подготовка
|
Выполнение туристских обязанностей
в группе.
|
Инструктор-стажер отделения
(дежурной бригады) в учебно-тренировочном походе или туристском лагере. Умение
обучать простейшим прикладным туристско-краеведческим навыкам.
|
Инструктор отделения в многодневном
учебно-тренировочном походе или туристском лагере.
|
Инструктор группы в многодневном
учебно-тренировочном походе.
|
Инструктор на учебных занятиях.
Умение проводить занятие с группой 15-20 человек по отдельным темам
курса.
|
Приложение 2.
Примерный
учебный план программы «ЛИДЕР: школа туристского
организатора»
Распределение учебного времени (в часах) по годам
обучения: (лекционно-семинарские и практические занятия в помещении,
практические занятия на местности, экскурсии)
Тема
|
Год обучения
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Раздел 1 Туристско-краеведческая
подготовка.
|
|
|
|
|
|
1. Туристское снаряжение.
|
21
|
15
|
12
|
12
|
3
|
2. Укладка рюкзака.
|
3
|
3
|
3
|
0
|
0
|
3. Организация питания в
походе.
|
6
|
6
|
12
|
18
|
12
|
4. Безопасность туристских
путешествий.
|
6
|
6
|
9
|
12
|
12
|
5. Предпоходная тренировка
|
3
|
3
|
3
|
3
|
6
|
6. Медицинская подготовка
туриста
|
3
|
6
|
6
|
6
|
6
|
7. Туристский бивак.
|
21
|
18
|
12
|
3
|
3
|
8. Топография и ориентирование на
местности.
|
24
|
18
|
12
|
9
|
9
|
9. Общественно-полезная, краеведческая,
природоохранительная деятельность туристов.
|
3
|
9
|
9
|
12
|
12
|
10.Стратегия и тактика
похода.
|
0
|
3
|
3
|
6
|
12
|
11.Техника преодоления естественных
препятствий.
|
6
|
6
|
9
|
9
|
9
|
12.Изучение района
путешествия.
|
24
|
21
|
18
|
18
|
18
|
13.История развития туристско-краеведческого
движения. Туристские традиции.
|
3
|
6
|
9
|
3
|
3
|
14.Подведение итогов
похода.
|
18
|
15
|
15
|
12
|
12
|
Раздел 2. Организаторская
подготовка.
|
|
|
|
|
|
15. Организация личного
времени.
|
3
|
3
|
3
|
6
|
6
|
16. Организатор туристского
путешествия.
|
15
|
15
|
21
|
21
|
24
|
Раздел 3. Судейская
подготовка.
|
|
|
|
|
|
17. Туристские соревнования.
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
Раздел 4. Инструкторская,
психолого-педагогическая подготовка
|
|
|
|
|
|
18. Структура и деятельность туристских
объединений.
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
19. Нормативно-правовые основы туризма.
Туристская документация.
|
3
|
3
|
3
|
9
|
9
|
20. Содержание деятельности
инструктора.
|
0
|
6
|
12
|
12
|
15
|
Раздел 5. Подготовка
многодневного зачетного учебно-тренировочного похода
(учебно-тренировочного лагеря).
|
24
|
24
|
15
|
15
|
15
|
Итого:
|
202
|
202
|
202
|
202
|
202
|
Кроме
того, в рамках 324-ти часовой
программы предусмотрено 122 часа на организацию в течение учебного года восьми
однодневных, одного двухдневного и двух трехдневных походов с целью
приобретения, отработки и закрепления туристско-краеведческих умений и навыков,
приобретения практики организаторской и инструкторской деятельности, необходимой
для проведения многодневного учебно-тренировочного похода (учебно-тренировочного
лагеря).
Многодневный
зачетный учебно-тренировочный поход (учебно-тренировочный лагерь) в сетку
учебных часов не входит.
Приложение 3
Примерный перечень практических работ по
годам обучения.
1 год обучения
Содержание практической работы
|
№ темы
|
1. Составление списков личного
снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных
условиях.
|
1
|
2. Составление списков группового снаряжения
для двухдневного похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного
стационарного туристского лагеря.
|
1
|
3. Укладка рюкзака для однодневного
и двухдневного похода.
|
2
|
4. Составление меню и списка
продуктов для двухдневного похода.
|
3
|
5. Установка палатки.
|
7
|
6. Разведение костра.
|
7
|
7. Ориентирование на местности при
помощи карты.
|
8
|
8. Ориентирование по солнцу при
помощи местных предметов.
|
8
|
9. Определение азимута на заданные
ориентиры.
|
8
|
10. Движение по азимуту на заданное
расстояние (до заданного ориентира).
|
8
|
11. Определение пройденного
расстояния парами шагов.
|
8
|
12. Определение высоты дерева.
|
8
|
13. Определение ширины реки.
|
8
|
14. Определение расстояния между
ориентирами (до ориентира) на глаз.
|
8
|
15. Решение задач на распознавание и
запоминание топографических знаков и условных знаков карт для спортивного
ориентирования.
|
8
|
16. Решение задач на построение азимутов
заданной величины.
|
8
|
17. Глазомерная съемка участка
местности.
|
8
|
18. Ведение дневника
метеонаблюдений.
|
9
|
19. Завязывание узлов: «прямой»,
«восьмерка», «полусхват», «удавка».
|
10
|
20. Оформление дневника-газеты и
фотолетописи группы.
|
14
|
21. Составление режима дня.
|
15
|
22. Участие в туристских
соревнованиях.
|
17
|
2 год обучения
Содержание практической работы
|
№ темы
|
1. Составление списков личного и
группового снаряжения для многодневного похода.
|
1
|
2. Изготовление альпенштока, чехла
на лыжи, накидки на рюкзак, плащ-накидки.
|
2
|
3. Укладка рюкзака для
многодневного похода.
|
2
|
4. Составление меню и списка
продуктов для многодневного похода.
|
3
|
5. Составление примерного перечня обязанностей
завхоза по питанию.
|
3
|
6. Составление комплекса упражнений
утренней гимнастики.
|
4
|
7. Определение прав и
ответственности походного медика.
|
6
|
8. Транспортировка пострадавшего
при различном характере травм.
|
6
|
9. Составление списков личной и
групповой аптечек.
|
6
|
10. Копирование карт и схем.
|
8
|
11. Маршрутная съемка.
|
8
|
12. Использование курвиметра.
|
8
|
13. Использование шкалы Бофорта и шкалы
видимости при организации метеонаблюдений.
|
9
|
14. Составление графика прохождения
многодневного маршрута
|
10
|
15. Самостраховка при помощи
альпенштока
|
11
|
16. Завязывание узлов: «рифовый»,
«брамшкотовый», «ткацкий».
|
11
|
17. Составление «временной ленты»
участка маршрута.
|
14
|
18. Составление технического
описания участка маршрута.
|
14
|
19. Определение прав и
ответственности командира палатки (отделения), дежурной бригады, группы.
|
16
|
20. Составление плана работы дежурного
командира группы на день.
|
16
|
21. Определение прав и обязанностей
ответственного за купе при переезде железнодорожным транспортом.
|
16
|
22. Судейство туристских
соревнований в качестве судьи-контролера.
|
17
|
23. Оформление маршрутного листа
для участия группы в одно-трехдневном походе.
|
19
|
24. Определение прав и
ответственности инструктора-стажера в учебно-тренировочном походе (лагере).
|
20
|
3 год обучения
Содержание практической работы
|
№
темы
|
1. Способы маркировки и переноски
основной веревки.
|
1
|
2. Техника работы с
примусами.
|
4
|
3. Оказание первой помощи при
ожогах.
|
6
|
4. Определение скорости течения и
глубины реки.
|
8
|
5. Ориентирование по
мелкомасштабным и устаревшим картам.
|
8
|
6. Интервью (способы записи и
обработки материалов).
|
9
|
7. Составление плана дневного
перехода.
|
10
|
8. Техника передвижения по
глубокому снегу.
|
11
|
9. Техника передвижения по средним
и мелким осыпям.
|
11
|
10. Техника преодоления
завалов.
|
11
|
11. Организация страховки при
помощи веревочных перил при переправе через реку по клади.
|
11
|
12. Завязывание узлов:
«схватывающий», «двойной», «проводник», «академический».
|
11
|
13. Составление технического
описания участка маршрута.
|
14
|
14. Определение прав и
ответственности командира группы в многодневном походе.
|
16
|
15. Судейство туристских
соревнований в качестве судьи на этапе
|
17
|
16. Участие в соревнованиях по
спортивному ориентированию.
|
17
|
17. Составление плана работы
спортивно-туристского клуба школьников на учебный год.
|
18
|
18. Заполнение справок о
совершенном самодеятельном туристском путешествии, участии в многодневном
учебно-тренировочном лагере.
|
19
|
19. Определение прав и
ответственности инструктора в учебно-тренировочном походе (лагере).
|
20
|
20. Составление плана работы совета
инструкторов в учебно-тренировочном походе (лагере).
|
20
|
21. Составление характеристик на
участников учебно-тренировочного похода (лагеря).
|
20
|
4 год обучения
Содержание практической работы
|
№ темы
|
1. Составление списка продуктов для
многодневного похода с учетом их калорийности.
|
3
|
2. Организация личной и групповой
страховки при наведении переправ.
|
4
|
3. Организация транспортировки
пострадавшего на большое расстояние.
|
6
|
4. Постройка площадки для палатки
на крупной и средней осыпи.
|
7
|
5. Постройка ветрозащитной
стенки.
|
7
|
6. Определение перевалов и
прокладывание маршрутов по фотографическим материалам.
|
8
|
7. Ориентирование и движение по
азимуту в ночных условиях.
|
8
|
8. Прогноз погоды по местным
признакам.
|
9
|
9. Техника передвижения по
заболоченной кустарниковой тундре.
|
11
|
10. Техника передвижения по крутым
каменистым склонам, крупной осыпи.
|
11
|
11. Самостраховка при переправе
вброд.
|
11
|
12. Переправа вброд
группой.
|
11
|
13. Техника использования
спускового устройства «лепесток».
|
11
|
14. Завязывание узлов: «булинь»,
«грудная обвязка», «седло», «стремя», контрольных узлов.
|
11
|
15. Составление отчета о
походе.
|
14
|
16. Конспектирование лекции,
письменного текста.
|
15
|
17. Определение прав и
ответственности руководителя группы.
|
16
|
18. Определение прав и
ответственности туристского организатора класса.
|
16
|
19. Составление Положения о
туристских соревнованиях.
|
17
|
20. Судейство туристских
соревнований в качестве старшего на этапе.
|
17
|
21. Разработка Положения о
туристском клубе школьников.
|
18
|
22. Заполнение заявочной и
маршрутной книжек, формы ТУР-6 для участия группы в многодневном туристском
походе.
|
19
|
23. Составление плана проведения
учебного занятия.
|
20
|
5 год обучения
Содержание практической работы
|
№ темы
|
1. Составление многовариантного
меню для сложного туристского похода.
|
3
|
2. Приготовление пищи на
малогабаритной разборной печке.
|
3
|
3. Техника поиска пострадавших в
результате схода снежной лавины.
|
4
|
4. Составление индивидуальной
программы подготовки к сложному туристскому походу.
|
5
|
5. Техника проведения
искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
|
6
|
6. Установка палатки на снежном
склоне.
|
7
|
7. Составление высотного графика
маршрута.
|
8
|
8. Оформление данных для движения
по азимуту в виде таблицы (схемы).
|
8
|
9. Описание краеведческого
объекта.
|
9
|
10. Техника передвижения по льду,
фирну.
|
11
|
11. Основные приемы
скалолазания.
|
11
|
12. Использование ледоруба,
айсбайля, жумаров, «самосброса».
|
11
|
13. Организация страховки с
использованием скальных и ледовых крючьев.
|
11
|
14. Наведение навесной
переправы.
|
11
|
15. Изготовление и использование
плота при переправе.
|
11
|
16. Завязывание узлов:
«схватывающий петлей», «схватывающий Бахмана», «Межд. союза альпинистских
ассоциаций».
|
11
|
17. Составление сценария школьного
туристско-краеведческого вечера.
|
14
|
18. Реферирование учебной
литературы.
|
15
|
19. Написание аннотации на статью,
книгу.
|
15
|
20. Составление плана подготовки,
проведения и подведения итогов туристско-краеведческого мероприятия.
|
16
|
21. Судейство туристских
соревнований в качестве начальника дистанции и главного судьи вида.
|
17
|
22. Составление расписания занятий
туристско-краеведческих кружков (учебных групп).
|
18
|
23. Прохождение в
маршрутно-квалификационной комиссии заявки на участие в многодневном туристском
путешествии.
|
19
|
24. Проведение смотра готовности к
туристскому походу в младших группах спортивно-туристского клуба.
|
19
|
25. Проведение учебного занятия в
младшей группе.
|
20
|
26. Проведение с новичками
инструктажа по правилам безопасности в туристском походе.
|
20
|
27. Составление плана работы совета
инструкторов спортивно-туристского клуба школьников на учебный год.
|
20
|
Приложение 4.
Дидактическое обеспечение
программы
«Лидер: школа туристского
организатора»
1.
Наборы слайдов и видеофильмов о туристских походах в различных климатических и
сезонных условиях: по родному краю; по туристским районам (Крым, Кавказ, Хибины,
Карпаты, Урал, Алтай, Саяны и т.п.);
2.
Диафильмы:
-
В краю листопадных лесов. - М.:
Диафильм, 1986;
-
Как ориентироваться на местности. - М.: Диафильм, 1972;
-
Как составить план местности. - М.: Диафильм, 1978;
-
Ориентирование на местности. - М.: Диафильм, 1966;
-
Пестрые горы. (Алма-атинский заповедник). - М.: Диафильм, 1988;
-
Самый близкий к Москве.(Приокско-террасный заповедник). - М.: Диафильм,
1973;
-
Свободное время - туризму, спортивному отдыху. - М.: Диафильм, 1983;
-
Туризм (часть 1-5). - М.: Диафильм, 1973;
-
Турист, береги природу. - М.: Диафильм, 1978;
-
Человек и горы. - М.: Диафильм, 1985;
-
Что в туристском котелке. - М.: Диафильм, 1988;
3.
Наборы диапозитивов:
-
Абрамцево. - Л., 1971;
-
Золотое кольцо России. - Л., 1980;
-
Музей-заповедник Коломенское. - М.: Диафильм, 1986;
-
Поленово. - Л., 1981;
-
Царицыно. - М.: Диафильм, 1987;
4.
Учебная схема «Самоуправление в туристской группе».
5.
Учебные плакаты:
-
Виды туризма;
-
Поисково-спасательные работы;
-
Транспортировка пострадавшего;
-
Первая медицинская помощь;
-
Укладка рюкзака;
-
Специальное снаряжение для преодоления горного рельефа;
-
Горный туризм. Биваки в горах;
-
Горный туризм. Передвижение по снегу и фирну;
-
Переправы через горные реки;
-
Запрещается собирать эти растения;
-
Ядовитые растения;
-
Ядовитые грибы;
-
Спортивная карта;
-
Ориентирование в походе;
-
Топографические условные знаки;
-
Изображение рельефа на топографических картах;
-
Учебная топографическая карта;
-
Спортивное ориентирование;
6.
Топографические карты России, стран СНГ, туристских районов.
7.
Учебные топографические карты, образцы карт для спортивного ориентирования.
8.
Условные знаки топографических карт и карт для спортивного ориентирования.
9.
Образцы снимков земной поверхности из Космоса.
10.
Отчеты о туристских походах, фотолетописи туристских групп, походные
дневники.
11.
Образцы туристского снаряжения (личного и группового).
12.
Макеты палаток.
13.
Образцы приборов и оборудования для организации исследовательской работы в
походе.
|