Должностная инструкция туристского
организатора школы
Общие положения. Туристский
организатор - специалист, ответственный за функционирование и развитие ТКД
(туристско-краеведческой деятельности) в школе. В соответствии с приказом
министра просвещения СССР № 190 от 15.10.85 «О дальнейшем совершенствовании
туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных
школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов», туристский
организатор назначается на должность приказом директора школы. По должности
подчинен директору школы (или заместителю директора школы по воспитательной
работе). Квалификационные требования: высшее (среднеспециальное) педагогическое образование; спортивно-туристская квалификация не ниже третьего разряда по туризму; инструкторская квалификация не ниже «Инструктора детско-юношеского туризма»; опыт судейства туристских соревнований. Должен знать Закон РФ «Об
образовании»; Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 4
октября 1996 г.); Инструкцию по организации и проведению туристских походов,
экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ
(Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293); другие нормативные документы по
организации и финансированию туристских мероприятий с учащимися.
Функции. Осуществляет анализ, планирование, организацию ТКД; проводит учет и контроль качественных и количественных показателей школьного туризма и краеведения; осуществляет руководство педагогами - организаторами туристских мероприятий с учащимися. Должностные
обязанности. 1. Определяет стратегию развития ТКД в школе и методы ее включения в процессы основного и дополнительного образования (по согласованию с педагогическим советом школы). 2. Планирует ТКД школы на учебный год. 3. Организует: · туристско-краеведческие мероприятия, музейную работу в течение учебного года и в каникулярное время, · подготовку детско-юношеского туристско-краеведческого актива, · профильную (туристско-краеведческую) подготовку классных руководителей и учителей - непосредственных организаторов школьного туризма и краеведения. Обучает педагогов порядку подготовки, проведения и подведения итогов туристско-краеведческих мероприятий. 4. Организует в школе смотр-соревнование классных коллективов на лучшую организацию ТКД. 5. Ведет туристскую документацию: учет участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих мероприятиях (по маршрутным листам и книжкам) и выполнения учащимися нормативов на туристские значки и разряды (по протоколам и представлениям). 6. Выходит с предложениями к директору школы по вопросам создания и совершенствования материально-технической базы школьного туризма и краеведения (помещения, инвентарь, оборудование, снаряжение). 7. Определяет основные направления распространения передового педагогического опыта по успешному использованию ТКД как эффективного средства развития личности и формирования школьного коллектива. 8. Организует работу с родителями по проблемам ТКД. 9. Представляет интересы школы в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и общественных туристско-краеведческих объединениях. Права. Туристский
организатор школы имеет право: 1. Использовать данные из статистической отчетности школы, материалы социологических и психолого-педагогических исследований для пополнения информационной базы ТКД. 2. Участвовать в работе коллегиальных органов управления школой. 3. Делегировать полномочия по организации туристско-краеведческих мероприятий педагогам. 4. Выходить с инициативой по созданию коллегиальных органов управления школьным туризмом (например, совет школы по ТКД, организационный комитет по проведению школьного туристского слета, вечера и т.п.). 5. Вносить директору школы предложения по использованию финансовых средств для организации туристско-краеведческих мероприятий и стимулирования кадров. 6. Заключать временные и постоянные договоры с общественными, частными организациями, государственными учреждениями о сотрудничестве по организации ТКД в школе (по согласованию с директором школы). Ответственность. На туристского организатора возлагается ответственность за: 1. Качество анализа развития ТКД школы. 2. Планирование ТКД в школе. 3. Информационное обеспечение ТКД. 4. Координацию работы: · коллегиальных органов управления школьным туризмом и краеведением, · туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся. 5. Установление связей с: · учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля; · общественными туристско-краеведческими объединениями (обществами краеведов, туристскими союзами и клубами, маршрутно-квалификационными комиссиями, в том числе общественных туристских кадров, комиссиями по туристским соревнованиям, и т.п.); · музеями. 6. Организацию системы учета и контроля ТКД в школе, ведение туристской документации. Взаимоотношения. Связи по
должности. Решает вопросы: · с заместителем директора по воспитательной работе: в планировании - включение туристско-краеведческих мероприятий в систему дополнительного образования школы, координация деятельности классных руководителей; · с заместителем директора по учебно-воспитательной работе: использование потенциала туризма и краеведения в предметном преподавании, пополнение учебных кабинетов краеведческими материалами; · с заместителем директора по АХЧ: создание и совершенствование материально-технической базы школьного туризма и краеведения (учет, приобретение, ремонт, изготовление и хранение необходимого оборудования, инвентаря и снаряжения); · с педагогом дополнительного образования (руководителем туристско-краеведческого объединения): подготовка ученического туристско-краеведческого актива для помощи классным руководителям и учителям в проведении массовых мероприятий (туристских прогулок, походов, слетов-соревнований); · с руководителями туристских групп (назначенными приказом директора школы): обеспечение бланками маршрутной документации, контроль за проведением инструктажа по правилам безопасности на маршруте, своевременный отчет о проведенном походе. |