Самоуправление в туристской группе
школьников
Эффективным управление
бывает тогда,
когда дело
руководителя становится делом всего
коллектива. Почему мы говорим об актуальности самоуправления в туристской группе школьников? Ведь в группе есть руководитель (педагог-лидер). Как правило, вся организаторская работа лежит на нем. Стиль руководителей школьных туристских объединений, как показывает опыт, зачастую авторитарен. Это отчасти оправдано - на руководителе лежит ответственность за жизнь и здоровье участников. Ответственность и моральная, и юридическая. Однако, в детской группе без педагогически организованного самоуправления, по сути, соуправления, не обойтись. Подростки стремятся к самоутверждению, некоторые из них - к возможности проявить лидерские качества, «поатаманить», а опыта и туристского, и жизненного маловато. Тут и может выручить самоуправление, посредством которого можно организовать всю жизнь группы: походный быт, познавательную деятельность и помочь детям реализовать их потребности в проявлении лучших качеств личности и своих способностей. В самоуправляющейся группе быстрее закрепляются прикладные навыки, так как ребенок сам планирует, организует, контролирует ход работы и подводит итоги. Он, будучи поставлен в проблемную ситуацию, не получает готового решения от руководителя, а под наблюдением педагога, осваивает деятельность самостоятельно, полнее осознает и лучше усваивает. Если руководитель группы готов «поделиться властью», можно решать, какой способ самоуправления брать за основу. В популярной методической туристской литературе рекомендуется распределять обязанности в туристской группе (командир группы, завхоз, ремонтник, краевед и т.д.). Ряд авторов советуют использовать по две «должности» на каждого ребенка: одну туристскую и одну краеведческую. Наш многолетний опыт показал, что в работе с туристскими группами школьников, особенно новичков в туризме, при организации самоуправления эффективно использовать идеи А.С. Макаренко о постоянных и сводных отрядах, и организации работы совета командиров. Эта система в различных модификациях давала положительные результаты и в группах взрослых туристов (например, в школах инструкторов туризма, руководимых С.Н. Болдыревым), и в детских группах. Подобная система самоуправления в туристской группе школьников будет иметь следующую структуру: ремонтник
отделений бригад проблемных медик
«дела») физорг краевед (и др. в
зависимости от потребностей группы) В походе или лагере управление группой осуществляется через организацию работы совета командиров - координатора дел на всех уровнях. Совет командиров анализирует жизнь группы за прошедший день и определяет виды и объем практических дел на день следующий. Базовыми структурными подразделениями группы становятся отделение, бригада, «проблемная группа». Данная структура управления имеет матричные элементы, когда один и тот же участник «входит» в несколько организационных структур одновременно. Например, каждый ребенок на протяжении всей лагерной смены или во время многодневного похода является и членом отделения (палатки), и членом бригады. Это качество делает данную структуру управления более жизнеспособной и гибкой. 4-5 человек по интересам, взаимным симпатиям объединяются в отделение (мальчики и девочки отдельно). Цель отделения - организация проживания участников в одной палатке. Состав отделения постоянен на время всего мероприятия. Командир выбирается самими ребятами. Это наиболее авторитетный участник, которого они сами хотят видеть своим лидером. Командир отделения решает целую группу задач: - организует подготовку снаряжения, необходимого для ночлега (палаточное снаряжение, спальные мешки, коврики); - отвечает за целесообразность выбора места для палатки, качество ее установки и снятия, грамотность размещения в палатке ковриков, спальных мешков и личного снаряжения; - командир руководит всей жизнью участников отделения в палатке, отвечает за тишину после отбоя (это требование к дисциплине выработано самой жизнью), своевременный подъем участников, организованный выход на зарядку и т.д. Помимо отделений для решения повседневных бытовых проблем и реализации образовательной программы создаются бригады. В ходе многолетней практики мы пришли к выводу, что оптимальный состав бригады (для группы в 20 человек) 4-5 человек. Состав бригады обычно смешанный (и мальчики, и девочки) и постоянен на время всего многодневного туристского мероприятия. Бригада комплектуется самим педагогом (руководителем группы) с учетом подготовленности, физических возможностей и психологических качеств ребенка. Командира назначает также сам педагог, с учетом мнения ребят. Командир планирует и организует деятельность членов своей бригады по одному из направлений (видов) деятельности по установленному графику сменности. Принцип: один вид деятельности в один день. Смена работ (видов деятельности) бригадами обычно осуществляется с 18 часов вечера. Конечно, выбор видов деятельности не может быть универсальным. В стационарном туристском лагере он один, в многодневном походе - несколько иной. Например, для лагеря можно придерживаться такой последовательности работ для бригады: Один день - дежурство по кухне: бригада должна приготовить качественную пищу в срок для всей группы (ужин, завтрак, обед, чай). Второй день - вахта: бригада несет ответственность за чистоту и порядок на территории, сохранность имущества лагеря, пропуск на территорию лагеря посторонних. При необходимости организуется ночная вахта (от отбоя до подъема) с привлечением членов других бригад. Третий день - дневник-газета: члены бригады подмечают все интересные события и оформляют лагерный дневник-газету. Четвертый день - метеорологические наблюдения: члены бригады проводят метеорологические наблюдения, отмечают признаки изменения погоды. В условиях туристского похода одним из дел бригады становится составление описания маршрута и «временной ленты» (хронометража). Для выполнения различных работ, не предусмотренных графиком сменности деятельности (сеткой дежурств), создаются «проблемные группы» во главе с лидерами «дела». Это временные объединения для решения возникших проблем в жизни группы. Например, строительство моста через реку, оборудование мест для купания, заготовка дров. Во время длительного переезда туристской группы железнодорожным транспортом, целесообразно в каждом купе, где едут члены группы, определить командира – старшего по купе, который будет руководить жизнью своих подопечных в поезде. Если в группе есть участники с большим туристским опытом, можно организовать работу совета инструкторов. Инструктор бригады - это лидер-наставник, на которого ложатся не только организаторские функции, но и вопросы обучения менее опытных в туристском отношении ребят простейшим прикладным туристским умениям и навыкам. При организации туристского лагеря можно организовать смотр бригад по видам деятельности и смотр-соревнование между отделениями с ежедневной оценкой в баллах, которую проводит совет командиров. Смотр-соревнование - исключительно эффективный метод стимулирования участников на улучшение всех показателей жизни лагеря: - выполнения ими распорядка дня, правил санитарии и гигиены, норм безопасности; - качества приготовления пищи; - культуры общения и др. Для того чтобы совет командиров (инструкторов) имел основания для легитимного ежедневного анализа, до похода целесообразно выработать показатели для оценки деятельности отделения, бригады. Очень эффективно в этом плане групповое обсуждение. Участники еще до начала лагеря формируют свою точку зрения, вырабатывают единство требований, принимают на себя определенные моральные обязательства. Но показатели для оценки деятельности отделения и бригады – не раз и навсегда установленная догма. Совет командиров (инструкторов) всегда, по необходимости, уже во время лагеря (похода), добиваясь желаемого результата, самостоятельно может внести нужные коррективы, что-то изменить. На наш взгляд, система самоуправления коллегиальными органами (отделение, бригада, «проблемная группа») является достаточно гибкой, мотивирует ребят, развивает коммуникативные и лидерские качества, и значительно результативнее традиционного чисто «должностного» подхода. Самоуправление укрепляет дисциплину. Дисциплина - особая форма достижения цели. Одна из целей туристского мероприятия - безопасность. Следовательно, организованное самоуправление, при спланированной максимально возможной занятости подростков в течение всего дня, напрямую влияет на безопасность проведения туристского мероприятия. Особенно это проявляется при организации туристских сборов, когда в лагере или походе участвует несколько групп. Организация учебной работы
на маршруте Цель учебной работы на маршруте – закрепить полученные до похода знания, умения и получить навыки жизнеобеспечения в природной среде, то есть научить участников всему тому, чему обучить в городских условиях проблематично. Способ организации учебной деятельности – сменная работа в бригадах. В многодневном походе, обычно бригады по очереди выполняют следующие виды работ: · 1 день – дежурство по кухне, · 2 день – составление походного дневника-газеты и ведение метеорологических наблюдений, · 3 день – составление технического описания пути и «временной ленты» маршрута, · 4 день – вахта (охрана палаточного лагеря, поддержание чистоты на территории). Почему такая система организации работ ведет к получению хороших учебных результатов? Это происходит потому, что деятельность осуществляется коллективно. Учится не единственный в группе «летописец» или топограф, а все участники. Кроме того, смешанный и разновозрастной состав бригад также способствует большему образовательному эффекту, потому что для достижения необходимых результатов более опытные члены бригады вынуждены обучать новичков. Обычным становится взаимообучение, внутрибригадные обсуждения хода выполнения работ. К оценке педагога добавляется оценка сверстников, а мнение авторитетных старших товарищей всегда значимо для новичка. Польза в обучении менее опытных «бывалыми» туристами в бригаде обоюдна. Ведь разъясняя последовательность и смысл действий новичку, старшие ребята видят новые грани в привычной работе и неизбежно приходят к творческим решениям. Прочитаем оценки ребят, прошедших многодневный поход по Кавказу. Выставкина Марина (16 лет) Управлять людьми намного сложнее, чем
сделать все самому. Чтобы дождаться, когда участники научатся делать все сами,
надо иметь огромное терпение. Иногда его не хватало. Очень печально бывает,
когда вроде бы уже все рассказал и объяснил, осталось только сделать, но в
какой-то момент замечаешь, что делают они все по-своему. Лобов Илья (14 лет) На Кавказе я был второй раз, но опыт
предыдущего сильно отличался от опыта этого похода. В прошлый раз я был
беззаботным участником, который выполнял поручения бригадира и принимал участие
в создании газеты. А в этот раз я был бригадиром, который должен был грамотно
распределить обязанности между участниками. Иногда наша бригада справлялась с
задачей приготовления вкусной пищи, а иногда – нет. Иногда причиной тому была
невнимательность, иногда – участники, которым просто не объяснили, как и что
надо делать, а иногда и я. Фонин Коля (14
лет) Я познакомился с ребятами. Среди них были
мои сверстники, ребята старшего и младшего возраста, они очень много знают о походе. Бригадир наш очень
дружелюбен и трудолюбив, но он неопытен в своем деле. Он не может дать нормально
задание - хочет сделать все сам. Я доволен своим бригадиром, но он должен больше
давать задания. Снетков Анатолий (15
лет) На данный маршрут я вышел во второй раз. И
он показался мне легче. Наверное, из-за
того что, я стал более опытный. Глядя на группу новичков, я понимаю, как нелепо
я выглядел в первый раз. Я нарушал все «законы» туризма: 1) вышел в поход в
абсолютно новых ботинках, 2) в рюкзаке не было вкладыша, 3) я не шел в строю.
В этот раз я несколько раз был дежурным
командиром. Я понял, как тяжело управлять группой имеющей минимальный опыт, как
тяжело заставить слаженно работать мало знакомых людей. Одно из самых важных организаторских качеств – умение распределять обязанности гораздо легче закрепляется в сменной работе бригад. Качественно выполнить любое дело: приготовить еду на большую группу, описать жизнь участников за прошедший день, грамотно охарактеризовать пройденные естественные препятствия невозможно в одиночку. Бригадир вынужден назначать ответственных за отдельные участки работ, ставить частные задачи и контролировать их выполнение. Кроме того, каждые четыре дня бригада выполняет один и тот же вид работ, а, значит, может исправить предыдущие промахи и закрепить удачные решения. Командир бригады обязательно должен быть опытнее всех ее членов и иметь вкус к организаторской работе. Но это совсем не значит, что из похода в поход одни и те же ребята должны выполнять бригадирские обязанности. Смена командиров обязательна. Хорошо справившийся с работой бригадир в следующем многодневном походе вполне может поработать и простым исполнителем. Его личностный рост это нисколько не остановит, так как на работу своего приемника он будет смотреть уже другим, опытным взглядом. Такие участники незаменимые помощники и воспитатели новых бригадиров. Важно, чтобы через школу бригадиров в течение нескольких походов прошли абсолютно все члены туристской группы. Бригадир определяет и комплектует необходимое для работы бригады снаряжение.
- дежурная клеенка (полиэтилен): 1,5 на 1,5 м, - пакет, сумка для продуктов - 2 шт., - мешалка – 2 шт., - щетка для мытья канов («ёршик»), - фанерка или дощечка для нарезки хлеба, - крышки (фанерки) для канов – по числу канов, - банка для соли, - будильник;
- набор фломастеров, карандашей, ручек, - папка с листами чертежной бумаги формата А-3, - ластик, линейка, - блокнот, - часы,
- блокнот, ручка, - термометр для воды и воздуха, - барометр и др. метеорологические приборы (по потребностям группы). Бригадиру приходится ежедневно решать значительный круг проблем в стандартных и нестандартных ситуациях. Накопив определенный опыт организаторской работы в малых группах, ребята могут самостоятельно составлять учебные инструкции, например, определить, какова последовательность действий бригады в течение суток. ä Обязанности бригады, дежурной по
кухне 1. Принять дежурство от предыдущей бригады: 1.1. По списку проверить наличие и исправность инвентаря. 1.2. Убедиться в чистоте общественной посуды и инвентаря. 2. Заранее заготовить растопку для разведения костра. 3. Убедиться в наличии достаточного количества дров и обкладов (бревен от задувания) для костра. 4. Выяснить у дежурного командира сроки приготовления пищи. 5. Выяснить меню и получить продукты у завхоза по питанию. 6. Командиру проинструктировать членов бригады и проверить форму одежды (головные уборы, куртка с длинными рукавами, брюки, рабочие рукавицы). 7. Принести воды. 8. Установить таганок. 9. Расставить каны (ведра) на таганок. 10. Развести костёр и установить обклады. 11. Приготовить горячую пищу и чай. 12. Нарезать хлеб, почистить и порезать лук и чеснок. 13. Распределить обязанности в бригаде по раздаче пищи, мытью канов и кухонного инвентаря. 14. По согласованию с дежурным командиром объявить в группе о начале раздачи пищи (готовности еды). 15. Произвести раздачу пищи. 16. Вымыть каны и кухонный инвентарь. 17. Сдать оставшиеся продукты завхозу. 18. Навести порядок на месте приготовления и раздачи пищи. 19. Убрать кухонный инвентарь. 20. Сдать дежурство. @Обязанности бригады, ведущей дневник-газету
и метеорологические наблюдения 1. Бригадиру распределить обязанности между членами бригады. 2. Проверить наличие необходимых инструментов и их исправность. 3. Расчертить в блокноте фиксации метеорологических наблюдений таблицу для проведения измерений в течение суток (на три замера – утром, днем и вечером). 4. Провести метеорологические наблюдения утром, днем и вечером. Бригадиру проконтролировать своевременность занесения результатов измерений в блокнот (при необходимости, проконтролировать качество измерений). 5. На общем сборе бригады определить: - общую идеи дневника-газеты, название, стиль оформления, - планируемые рубрики (например, «Интервью», и «Официальная хроника», «Наши рекорды», «Поздравляем», «Стихи»). - ответственных за подготовку материалов по рубрикам. 6. Бригадиру контролировать подготовку материалов членами бригады. 7. Оформить дневник-газету. 8. На общем сборе ознакомить членов туристской группы с дневником-газетой и результатами метеорологических наблюдений. ¯ Обязанности бригады, составляющей
техническое описание и «временную ленту» маршрута 1. Бригадиру распределить обязанности между членами бригады. 2. Проверить наличие необходимых инструментов и их исправность. 3. Вместе с руководителем и топографом определить план маршрута, выяснить расстояние и время прохождение планируемого участка пути, определить возможные места привалов. 4. Расчертить в блокноте для «временной ленты» таблицу для заполнения, равную планируемой продолжительности ходового дня (например, на 4 ходовых часа). 5. Во время движения по маршруту фиксировать основные ориентиры и, хронометрируя ходовое время, заносить их во «временную ленту». При необходимости – измерять азимуты на основные видимые ориентиры (место определения азимута отмечать на «временной ленте») и зарисовывать схемы прохождения сложных препятствий. 6. После маршрута: 6.1. Просчитать общее ходовое время за день. Перерисовать «временную ленту» начисто. 6.2. Составить на основании «временной ленты» и впечатлений от перехода техническое описание прохождения, в котором указать: - общую характеристику пути или отдельных его этапов, - подробно описать прохождение сложных участков, примененные в группе способы страховки и самостраховки и их эффективность, - охарактеризовать места, удобные для привалов и ночлегов, - дать другую информацию, которая отражает специфику пройденного пути и может быть полезна другим туристам (расписание транспорта, ягодники, грибные места, интересные природные объекты и др.), рекомендации по маршруту. 6.3. Просчитать пройденное расстояние, и, при необходимости, перепад высот. 6.4. Черновой вариант технического описания согласовать с топографом и руководителем группы. 6.5. Переписать техническое описание начисто. 6.6. Сдать техническое описание и «временную ленту» топографу группы. Q
Обязанности вахтенной бригады 1. Бригадиру распределить обязанности между членами бригады. 2. Постоянно нести охрану лагеря: следить, чтобы через территорию не проходили посторонние, контролировать сохранность имущества, наблюдать за всем происходящим. 3. О всякой замеченной опасности немедленно сообщать руководителю и дежурному командиру. 4. Следить за чистотой территории палаточного лагеря, утилизировать мусор. 5. Организовать сбор достаточного количества дров их переработку. 6. Следить за тем, чтобы поленица дров была аккуратно уложена и, при необходимости, укрыта от дождя. 7. Контролировать состояние и сохранность пил, топоров, лопат и др. хозяйственного инвентаря, находящегося в работе. Для закрепления навыков приготовления пищи на костре можно организовать самостоятельное составление членами бригады инструкций по приготовления отдельных блюд (мясных и молочных каш, супов и т.д.). Для координации работы бригадиров и контроля за выполнением общего распорядка нужен дежурный командир: лидер туристской группы в течение одних суток. Такую непростую работу под силу выполнить только участнику, имеющему за плечами опыт бригадирства. Тогда он сможет решать проблемы, которые обычно решает руководитель группы. Дежурный командир учится смотреть на поход глазами руководителя, безусловно, по началу, делает много ошибок. Необходимость отвечать за происходящее и постоянно принимать решения подталкивает ребенка к взрослению. Школа дежурных командиров – великолепный катализатор личностного роста, существенно видоизменяет мировоззрение участника, духовно сближает детей и педагогов. |