ПОЛОЖЕНИЕ о спортивно-туристском клубе школьников
1. Общие
положения. 1.1. Спортивно-туристский клуб школьников (далее - клуб) - добровольное объединение детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся туристско-краеведческой деятельностью, действующее на основе самоуправления. 1.2.
Клуб создан с целями:
- реализации потребностей детей, их родителей, педагогов
в использовании туристско-краеведческой деятельности как способа эффективного
решения познавательных, воспитательных и оздоровительных проблем развития
личности и формирования коллектива; - помощи образовательным учреждениям района в подготовке
квалифицированного туристско-краеведческого актива: организаторов
туристско-краеведческой деятельности среди детей и
юношества; - допрофессиональной подготовки школьников с возможностью дальнейшей специализации в области туристско-экскурсионного обслуживания, педагогики и в других профессиональных областях; 1.3. Клуб создан на основании приказа директора ___________________________________________________________________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.) № _____ от ________ «Об организации спортивно-туристского клуба школьников» и работает на правах объединения учебных групп дополнительного образования. 1.4. В своей деятельности клуб руководствуется Уставом _______________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.), нормативными актами в области спортивно-оздоровительного и школьного туризма и настоящим Положением. 1.5. Руководитель клуба назначается приказом директора _______________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.). 2.
Содержание и формы деятельности. 2.1. В составе клуба могут работать: - детские и юношеские учебные группы по различным видам туризма, топографии, ориентированию, направлениям краеведческих знаний и другим направлениям деятельности по примерным образовательным программам (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982), программе дополнительного образования для учащихся 7-11 классов средней школы «Лидер: школа туристского организатора», программе «Основы туристско-краеведческой деятельности» и другим авторским образовательным программам, утвержденным педагогическим советом _______________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.); - семейные объединения по организации досуга средствами туризма; - учебные группы для педагогов и тренеров-общественников, желающих повысить свою туристскую квалификацию. 2.2. Детские и юношеские учебные группы комплектуются из числа учащихся школ, училищ, колледжей, лицеев, техникумов, студентов вузов, работающей молодежи в возрасте от ____ лет до ____ лет (например, от 7 до 18). Для организации работы семейных объединений и реализации программ раннего развития допускается включение в состав учебных групп детей дошкольного возраста. Лица, старше 18 лет могут привлекаться к проведению походов в качестве руководителей и заместителей руководителей туристских групп, в качестве судей соревнований. 2.3.
Основными формами практической учебно-тренировочной работы с членами клуба
являются: практические занятия, массовые (одно-трехдневные), степенные,
категорийные походы, местные и дальние экскурсии, экспедиции, соревнования,
учебные сборы, туристские лагеря. 2.4. Учебные группы в соответствие с образовательными программами могут организовываться на несколько лет, один учебный год, или на более короткий период, как учебные объединения сменного состава. 2.5. В составе учебных групп первого года обучения должно быть не менее 15 человек, последующих лет - 12 человек, в зачетных походах и путешествиях - не менее 6 человек. 2.6. В зависимости от цели и содержания работы, педагог или тренер-общественник проводит занятия со всем составом учебной группы одновременно, по подгруппам или индивидуально. 2.7. Количество часов, отведенное для работы учебной группы в течение учебного года, определяется образовательной программой и расписанием работы, утвержденным директором _______________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.). Недельная норма часов работы учебной группы - 9 часов. Педагогическая нагрузка в течение года отрабатывается неравномерно, увеличиваясь в каникулярное время, праздничные и выходные дни. 3.
Членство в клубе. 3.1. Участвовать в туристских мероприятиях в рамках учебных программ клуба могут учащиеся школ, студенты среднеспециальных и высших учебных заведений, родители, педагоги образовательных учреждений, проявляющие интерес к туристско-краеведческой деятельности и не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. 3.2. Зачисление ребенка в учебные группы происходит по результатам собеседования педагога - руководителя группы с родителями и положительного рассмотрения письменного заявления родителей ребенка тренерским советом клуба. 3.3. Членом клуба имеет право стать турист, прошедший поход 1 категории сложности и выполнивший норматив на 3 спортивный разряд по туризму. 3.4. Член клуба имеет право: - решающего голоса на собраниях клуба; - пользоваться групповым снаряжением клуба, его библиотекой туристской литературы, картографическим материалом, отчетами о проведенных походах; - носить членский значок
клуба. 4.
Управление клубом. 4.1. Руководитель клуба должен иметь спортивно-туристскую квалификацию не ниже первого спортивного разряда и иметь звание инструктора по одному из видов туризма. Руководитель клуба осуществляет координацию работы коллегиальных органов управления клубом: тренерского и инструкторского советов; несет ответственность за реализацию педагогами - руководителями туристских объединений учебных планов и программ. 4.2.Содержанием работы клуба руководит тренерский совет (на правах методобъединения), персональный состав и председатель которого утверждаются директором ___________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.) по представлению руководителя клуба. Тренерский совет составляет план проведения учебной работы на учебный год, организует и контролирует ход его исполнения. Членство в тренерском совете может осуществляться на штатной и внештатной основе. Штатными членами тренерского совета являются педагоги ___________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.) или других образовательных учреждений, реализующие учебные программы в составе клуба. Тренерами-общественниками могут стать лица, не моложе 18 лет, имеющие опыт участия в туристских походах не ниже 4 категории сложности, ознакомившиеся с функционалом тренера-общественника, заполнившие анкету по установленному образцу и подавшие заявление на имя руководителя клуба. Обязанности председателя тренерского совета выполняет тренер, имеющий наибольшую спортивно-туристскую и инструкторскую квалификацию. 4.3. Для развития детского самоуправления в решении проблем управления деятельностью клуба, реализации учебных программ по инициативе детского и юношеского актива клуба создается инструкторский совет. Состав и председатель инструкторского совета утверждаются решением тренерского совета клуба, из числа членов клуба, совершившим поход второй категории сложности. 4.4. В соответствие с потребностями для реализации образовательных программ, при наличии в составе тренерского совета специалистов необходимой квалификации при клубе могут работать комиссии: маршрутная, квалификационная, кадровая, судейская, и др., в пределах полномочий, предоставленных вышестоящими туристскими организациями. 4.5. По решению тренерского совета для управления работой могут быть созданы структурные подразделения: - методическая комиссия (подбор краеведческого и картографического материалов, разработка маршрутов походов и описаний к ним, составление банка данных на туристские маршруты); - хозяйственная группа (учет, приобретение, хранение, ремонт, выдача и прием туристского снаряжения); - Клуб походов выходного дня (организация работы членов клуба – инструкторов проводников по оказанию помощи педагогам – классным руководителям в поведении туристских прогулок и походов); - библиотека, - видео- и медиатека; -
фотостудия и др. 5.
Финансирование. Финансирование деятельности клуба производится ___________________ (школы, учреждения дополнительного образования и др.) за счет средств бюджета, специальных и привлеченных средств, средств родителей. |