ПРОГРАММА

дополнительного образования для учащихся 7-11 классов средней школы

«Лидер: школа туристского организатора»

 

До 1995 г. программа «Лидер: школа туристского организатора» с пятилетним сроком обучения прошла апробацию дважды в полном объеме. Школьники, обучающиеся по данной программе, на завершающем этапе в каждом цикле становились победителями Первенства г. Москвы по туризму, Призерами Всесоюзного конкурса на лучший туристский поход среди школьников, призерами Чемпионата России по спортивному туризму.

В сентябре 1995 года текст программы был оформлен в рукописи. В декабре 1995 года программа «Лидер...» получила положительное заключение Совета Туристско-спортивного Союза России и рекомендована к апробации в регионах (Протокол № 1 от 9.12.1995). В 1996 году программа опубликована (переиздана в 1998 году). В 1998 году программа стала дипломантом Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования (письмо МО и ПО РФ № 230/35-15 от 26.03.98).

Решением Совета Туристско-спортивного Союза России от 8.12.2000 одобрен успешный опыт реализации программы, и данная программа рекомендована в качестве базовой для подготовки высококвалифицированного детско-юношеского туристского актива.

С сентября 1995 года реализованы два пятилетних цикла программы. Идет реализация третьего цикла.

 

ВЕДЕНИЕ

 

 «Лидер: школа туристского организатора» - комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 7-11 классов средней школы, рассчитанная на 5 лет обучения. Это интегративный курс, вбирающий в себя сведения из нескольких дисциплин (географии, биологии, экологии, физическому воспитанию, физике, математике, основам безопасности жизнедеятельности, основам менеджмента и др.). Образовательный материал построен с учетом межпредметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину мира.

Основные цели курса:

- развитие у учащихся лидерских качеств (способность влиять на личность и группы людей, побуждая их эффективно работать для достижения поставленных целей);

- подготовка квалифицированного туристско-краеведческого актива: организаторов туристско-краеведческой деятельности среди детей и юношества;

- допрофессиональная подготовка школьников с возможностью дальнейшей специализации в области туристско-экскурсионного обслуживания, педагогики и в других профессиональных областях, таких как геология, геодезия, военное дело, физическое воспитание и т.д.

Актуальность введения системного курса «Лидер: школа туристского организатора» определяется отсутствием преемственности между существующими ныне примерными программами для туристско-краеведческих объединений («Юные туристы», «Пешеходный туризм», «Младшие инструктора туризма» и т.д.). Данные программы, написанные разными авторами, ориентированы на одно-двухлетнее обучение и не позволяют педагогу работать с детским коллективом длительное время. Программа «Лидер: школа туристского организатора» ориентирована на обеспечение достаточного уровня туристско-краеведческой подготовленности учащихся в течение длительного времени, на всем протяжении обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в условиях единства требований. Постепенное усложнение программного материала, опора на возрастные особенности и потребности ребенка позволяет педагогу развивать детский коллектив в системе «ближних и дальних перспектив» на протяжении всего обучения.

В отличие от примерных программ для туристско-краеведческих объединений, новизна данного курса состоит в подготовке школьников-организаторов туристско-краеведческой деятельности, развитии у учащихся лидерских качеств и накоплении ими опыта лидерства в первичных группах. Включение ребенка в качественно разных ролях во множество микроколлективов (палатка, дежурная бригада, туристская группа, класс, команда на соревнованиях, судейская группа, совет командиров, совет инструкторов и т. д.) делает возможным для него раскрытие своей индивидуальности, творческого потенциала, самореализации в проявлении компетентности и лидерских качеств.

Принципиально новым является также целевая подготовка посредством данной программы педагогических кадров, способных через 7-10 лет с начала обучения решать проблемы в организации туристско-краеведческой деятельности в школах, учреждениях дополнительного и профессионального образования, по месту жительства. Целевое вложение средств в подготовку квалифицированных кадров по данной программе становится особенно эффективным потому, что происходит органичное слияние интересов государственных структур в развитии туристско-краеведческого движения, воспитания и оздоровления населения средствами туризма и краеведения и профессиональных интересов подготовленных туристских организаторов.

Квалифицированный актив будет работать в относительно комфортных условиях в коллективе, в традициях которого он воспитан, в условиях единства требований. Туристские организаторы (на штатной или внештатной основе) будут стремиться к повышению личного спортивного мастерства, руководству туристскими мероприятиями, поскольку достижение высоких спортивных результатов в туризме предусматривает обязательную реализацию функции руководства этим видом деятельности.

Специализированную подготовку школьника - туристского организатора целесообразно начинать не ранее 7-8 класса средней школы. До 12-13 лет ребенок может получить первичный опыт туристско-краеведческой деятельности: участие в туристских прогулках, местных экскурсиях (начальная школа), одно-двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского кружка (5-6 класс). К 12-13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога. К этому возрасту дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают к самостоятельной туристско-краеведческой деятельности в коллективе сверстников.

Программа состоит из пяти разделов:

1. Туристско-краеведческая подготовка.

2.  Организаторская подготовка.

3.  Судейская подготовка

4.  Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

5.  Подготовка многодневного зачетного учебно-тренировочного похода (лагеря).

Подобное содержание программы опосредуется структурой функциональной подготовки туристского организатора.

Раздел программы «Туристско-краеведческая подготовка» ориентирован на объект деятельности туристского организатора. Обучение проходит от ознакомления школьников с основными прикладными туристско-краеведческими умениями и навыками до подготовки квалифицированного участника сложных походов. В данном программном материале не поставлена задача раскрытия содержания собственно краеведческой деятельности. Структура и объем краеведческих знаний, умений и навыков определяется педагогом, с учетом его профессиональной подготовленности и интересов, и требует творческого подхода.

Раздел программы «Организаторская подготовка» предполагает постепенное накопление учащимися опыта лидерства среди ровесников (равных по туристскому опыту школьников) и формирование качественной профессиональной основы для будущего руководства туристскими группами.

Задачи раздела программы «Инструкторская психолого-педагогическая подготовка»: приобретение ребенком опыта организаторской деятельности среди младших по возрасту детей (менее опытных в туристском отношении), раскрытие и развитие у учащихся возможных педагогических задатков.

Цель раздела программы «Судейская подготовка» - накопление учащимися знаний и практических умений, начиная от участника соревнований и заканчивая организатором (главным судьей) вида массовых туристских соревнований школьников.

Раздел программы «Подготовка многодневного похода...» преследует прикладные задачи подготовки к конкретному многодневному зачетному учебно-тренировочному походу (лагерю).

В содержании программы определяется объем знаний и умений учащихся по темам только для первого года обучения. Это, на взгляд автора, может служить примерным ориентиром для педагога при определении промежуточных образовательных целей в последующие годы обучения.

Для решения проблем диагностичности поставленных в программе целей в Приложении 1 к программе приводится таблица промежуточных результатов подготовки учащихся по разделам программы (по годам обучения). Эти показатели достаточно четко контролируются, могут быть сертифицированы, так как определены на основании комплекса формируемых знаний и умений. Программное содержание строится на основании определяемых результатов подготовки по годам обучения и требований к участникам конкретного зачетного учебно-тренировочного похода (лагеря). При желании, программное содержание может быть адаптировано с учетом специфики любого вида туризма (пешеходный, водный, горный, лыжный и т.д.).

Программный материал строится по 324 часовой сетке для программ дополнительного образования (9 часов в неделю), на основании действующей Инструкции о порядке организации и проведения туристских мероприятий со школьниками и квалификационных нормативах по туризму.

Из 324 часов 202 часа в год отводится на организацию лекционно-семинарских занятий, проведение практических работ в помещении и на местности, организацию экскурсий. 122 часа предусмотрено на организацию в течение года восьми однодневных, одного двухдневного и двух трехдневных походов с целью приобретения, отработки и закрепления туристско-краеведческих умений и навыков, приобретения практики организаторской и инструкторской деятельности. Предусмотрено постепенное усложнение программного материала. Например, количество часов, отводимых на маршевую подготовку, должно быть не меньше количества часов, необходимых для прохождения маршрута конкретного зачетного учебно-тренировочного похода (вида туризма, сезонности, протяженности, продолжительности, тактического построения маршрута, количества и качества естественных препятствий и т.д.).

Организация и проведение ежегодных многодневных учебно-тренировочных походов (лагерей), зачетных и проводимых в межсезонье для подготовки к более сложным маршрутам, должны планироваться вне сетки часов.

В приложении к программе приводится примерный учебный план на 5 лет (по годам обучения), примерные перечни практических работ по годам обучения, перечень рекомендуемой литературы и дидактических пособий.

 Для обучения школьников по данной программе педагог должен иметь квалификацию не ниже первого спортивного разряда по туризму инструкторскую подготовку по одному из видов туризма, опыт организации и судейства туристских соревнований школьников. С учетом относительно высокой квалификации педагога, данный программный материал не должен рассматриваться им, как нечто догматическое, особенно в содержательной части. На взгляд автора, возможна перегруппировка тем, специализация школьников по одному или нескольким видам туризма, областям краеведческих знаний и т.д., в зависимости от конкретных условий для организации практических занятий на местности и специфики маршрутов, а также районов проведения зачетных учебно-тренировочных походов (лагерей).

Для работы по программе «Лидер: школа туристского организатора» предпочтительна организация взаимодействия между несколькими педагогами с целью создания разновозрастного спортивно-туристского клуба школьников.

Программное содержание апробировано в деятельности детско-юношеских спортивных клубов Дома пионеров и школьников им. П. Андреева Москворецкого (Советского района), Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара Люблинского района, школы 556 Советского района, Центра досуга и творчества молодежи «Виктория» и Детско-юношеского центра Южного административного округа г. Москвы и в др. образовательных учреждениях.

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИДЕР: ШКОЛА ТУРИСТСКОГО ОРГАНИЗАТОРА».

 

Раздел 1.

 ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 

 

Программное содержание по годам обучения

Тема

1

2

3

4

5

1.

Туристское снаряжение.

Перечень личного снаряжения для однодневного пешего похода. Специфика подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях. Подбор снаряжения, в зависимости от метеоусловий. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске. Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-видеонабор. Приборы для метеонаблюдений. Спорт-культ инвентарь. Уход за снаряжением, его ремонт.

Учащиеся должны знать:

- требования, предъявляемые к туристскому снаряжению;

 - специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях.

Учащиеся должны уметь:

- Составлять перечни личного снаряжения для однодневного похода  в различных сезонных условиях и похода с ночлегом.

- Составлять перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного туристского лагеря.

Личное и групповое снаряжение для многодневного пешего похода. Самодельное личное снаряжение (ветрозащитная куртка «анорак», плащ-накидка, накидка на рюкзак, чехол на лыжи, альпеншток).

 

Самодельное групповое снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и вспомогательная веревка, репшнур). Маска. Защитные очки.

Примусное хозяйство, газовые горелки.

Байдарки и катамараны.

 

Страховочное снаряжение (грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка», «десантер». «Блок» для навесной переправы.)

 

 

Страховочное снаряжение (страховочная система, кошки, жумары, ледоруб, айсбайль, крючья скальные и ледовые,

ледобур, лавинная лопата и шнур, «самоброс»). Использование малогабаритных раз-борных печек для приготовления пищи.

2. Укладка рюкзака.

 

Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки. Рюкзаки-самоделки. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Учащиеся должны уметь:

укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.

Специфика укладки рюкзака для многодневного похода. Способы переноски продуктов питания. Меры безопасности при переноске в рюкзаке колющих и режущих предметов. Самодельные рюкзаки: (материалы, конструкция и способы изготовления).

Правила безопасности при переноске в рюкзаке примусного хозяйства, емкостей с бензином.

 

-

-

3. Организация питания в туристском походе.

 

Организация питания в однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений.

Учащиеся должны знать:

- принципы отбора продуктов для туристских походов;

- специфику организации питания в стационарном туристском лагере.

Значение правильной организации питания, его режим. Простейшие способы очистки воды. Нормы продуктов питания. Меню, список продуктов. План разгрузки участников. Организация питания при переезде по железной дороге к району путешествия. Работа завхоза по питанию.

Учет возможности пополнения продуктами питания в пути. Рыбалка. Сбор грибов, ягод, орехов.

 

Составление списка продуктов с учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения.

 

Использование сушеных и сублимированных продуктов, питательных высококалорийных смесей. Варианты походного меню в зависимости от потребностей и возможностей группы. Использование электронных раскладок продуктов.

 

4. Безопасность

туристских путешествий.

Безопасность - основное требование ко всем туристским путешествиям. Инструктаж по правилам безопасности в туристском походе.

Учащиеся должны знать:

основные причины возникновения опасных ситуаций в походе.

Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода: комплектование группы, медицинский осмотр, предпоходный тренировочный процесс, смотр готовности, инструктаж по технике безопасности и др. меры контроля. Соблюдение правил безопасности при передвижении железнодорожным и автомобильным транспортом, при выборе места купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Сигналы бедствия. Контрольные пункты и сроки. Правила безопасности при работе с примусами.

Работа с портативными рациями.

 

Правила безопасности при организации переправ через реки. Правила безопасности в местах возникновения камнепада. Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки.

 

Обеспечение безопасности при преодолении препятствий в сложном туристском походе. Действия группы в селеопасном и лавиноопасном районах.

Спутниковые системы поиска пострадавших.

 

5. Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка.

 

Физическая подготовленность к туристскому походу. Утренняя зарядка и закаливание. Туристский строй. Обязанности замыкающего в строю.

Учащиеся должны знать:

специфику физической подготовки к туристским походам.

 

Общая и специальная подготовка туриста. Комплексы упражнений утренней зарядки. Закаливание дома и на маршруте. Туристский строй (темп, шаг, интервал, порядок движения).

Пешие сверхмарафоны (50 км за день).

 

Воспитание и развитие физических качеств (выносливость, сила, быстрота и др.) Формирование специальных двигательных навыков. Раз-личные виды спорта как средство

повышения физической подготовки. Маршевая подготовка: кроссы (с грузом и без него, с преодолением естественных препятствий).

Краткие сведения о строении человеческого организма и функциях его основных органов. Зависимость вида тренировок от характера предполагаемого похода. Систематичность тренировок.

Пешие сверхмарафоны (50 км за день) с дополнительной нагрузкой.

 

Тесты физической подготовленности к туристским путешествиям различной степени сложности. Методика составления индивидуальной программы физической подготовки к сложным туристским походам.

6. Медицинская подготовка туриста.

Личная гигиена. Уход за ногами, обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Купание в походе. Профилактика и оказание первой доврачебной медицинской помощи при кровотечении, переохлаждении, обморожении, простудном заболевании, потертости, ушибе, переломе, отравлении, тепловом ударе.

Учащиеся должны знать:

основные приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи в условиях туристского похода.

Личная и групповая походная аптечка. Обязанности походного медика. Правила транспортировки пострадавшего при различном характере травм. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе проведения многодневного путешествия.

 

Профилактика клещевого энцефалита. Профилактика и лечение солнечных ожогов. Правильный ре-жим работы и отдыха в походе. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе проведения многодневного путешествия.

Специфика акклиматизации. Транспортировка пострадавшего на длительные расстояния. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе проведения многодневного путешествия.

 

Приемы самоконтроля самочувствия на маршруте. Психотерапия. Витаминизация. Проведение искусственного дыхания. Наружный массаж сердца. Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся в районе проведения многодневного путешествия.

7. Туристский бивак.

Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды, экологические, эстетические, гигиенические требования. Планирование и разведка места бивака.

Организация бивачных работ:

- планирование территории бивака, учет направления ветра, освещенности места, сырости;

- роль командира группы, роль служб;

- последовательность действий членов группы.

Место для установки палаток, использование полиэтиленовых пленок. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способы заготовки. Растопка. Укрытие дров от дождя. Техника безопасности при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Ямы для отбросов. Уборка мусора.

Учащиеся должны знать:

- правила планирования места бивака;

- последовательность организации бивачных работ.

 

Порядок организации бивачных работ при различных метеоусловиях. Специфика установки палаток на снегу, на каменистых склонах.

Оборудование места для приготовления пищи на примусах, газовых горелках.



Установка палаток на крупной и средней осыпи. Постройка ветрозащитных стенок.

Учет возможных сходов снежных лавин, селя, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых склонах.

8.

Топография и ориентирование на местности.

Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Определение понятия «масштаб». Классификация карт. Номенклатура карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования. Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звездам, местным предметам. Определение понятия «азимут». Азимут прямой и обратный.

Принципы прокладки азимута. Маршрутная и площадная съемка местности. Протяженность маршрута, площадь участка. Полевая и камеральная работа. Способы проведения съемки: способ прямых и обратных засечек, способ съемочного хода. Оборудование и снаряжение. Параметры контроля качества топографической съемки местности.

Учащиеся должны знать:

- отличия плана и карты;

- отличия топографических и спортивных карт;

- определение понятий «масштаб» «азимут»;

- компас: устройство и правила пользования;

- перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки;

- параметры контроля качества топографической съемки местности.

Учащиеся должны уметь:

- определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;

- ориентировать карту при помощи компаса;

- определять азимуты на заданные ориентиры;

- выдерживать заданное направление при движении по азимуту;

- осуществлять простейшую глазомерную съемку местности;

- измерять расстояния и высоты на местности.

Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса Земли. Магнитное склонение. Магнитная аномалия. Карты для спортивных походов. План-схема, кроки местности. Использование снимков Земли из Космоса. Копирование карт и схем. Изучение местности по карте. Способы определения пройденного расстояния. Определение точки стояния. «Временная лента» маршрута.

 

Выбор и описание по карте оптимального пути. Определение параметров рек. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам.

 

Использование фотоматериалов для определения перевалов и прокладывания маршрутов. Особенности ориентирования в тумане и темноте. Движение по азимуту ночью и в условиях ограниченной видимости. Роль разведки. Обзорные точки.

 

Составление высотного графика маршрута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы или схемы. Действия группы при потере ориентировки. Особенности ориентирования в горах, в сложных метеоусловиях.

 

9. Общественнополезная, краеведческая и природоохранная

деятельность туристов.

 

Цель наблюдений на маршруте. Наблюдение за природными явлениями, изучение растительного и животного мира, почв, полезных ископаемых. Личный и групповой дневники. Фотографирование и зарисовки в походе. Виды метеорологических наблюдений. Признаки изменения погоды. Экологическая подготовка туриста. Экологические требования к выбору места бивака. Природоохранная деятельность: изготовление скворечников для птиц, охрана муравейников, охрана и описание редких видов растений и т.д.

Учащиеся должны знать:

- основные методы краеведческой деятельности в туристском походе;

- основные правила поведения на природе;

- экологические требования к выбору маршрутов мест привалов и  ночлегов;

- основные признаки изменения погоды;

- способы ведения дневника метеорологических наблюдений.

Краеведческое изучение маршрута. Изучение района будущего путешествия, сбор материалов по истории, экономике, культуре, природным особенностям. Изучение литературы и отчетов о походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация результатов. Приборы и оборудование. Дневник метеонаблюдений. Шкалы Бофорта и видимости. Учебные экологические тропы.

Выполнение заданий музеев, научно-исследовательских организаций в походе. Запись воспоминаний участников и очевидцев событий. Сбор документов, реликвий. Музейная деятельность. Виды природоохранной пропаганды.

 

Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Коллекционирование. Прогнозирование погоды по местным признакам.

 

Порядок описания краеведческого объекта. Создание краеведческих экспозиций, выставок. Устная и печатная пропаганда краеведческих материалов, использование их в разработке туристских маршрутов и экскурсий.

 

10.

Стратегия и тактика похода.

-

График прохождения маршрута. Корректировка графика и маршрута с учетом реальной обстановки.

 

Планирование дневного перехода: график

движения, распорядок дня, выбор места бивака.

 

Логика построения маршрута. Использование забросок. Запасные и аварийные варианты маршрута. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий. Эталонные маршруты.

 

Содержание понятия «стратегия похода». Цель: безопасность при проведения похода. Зависимость стратегии от: цели похода, района, сложности маршрута, сезонности, вида туризма  уровня подготовки группы. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Методики категорирования маршрута.

11. Техника движения и преодоление естественных препятствий.

 

Естественные препятствия в походе. Движение по: мокрому грунту, подлеску. Переправы через реки. Узлы: «прямой», «восьмерка», «полусхват», «удавка», контрольные узлы.

Учащиеся должны знать:

основные способы преодоления естественных препятствий

в пешем и лыжном походе.

Естественные препятствия в пешем туризме. Положение корпуса, ног. Использование альпенштока. Движение по: крутым травянистым склонам, снегу. Переправы: вброд, по камням, по клади. Узлы: «рифовый», «брамшкотовый»,

«ткацкий».

 

Понятие «техника туризма». Препятствия в пешем и лыжном походе. Движение по: глубокому снегу, средним и мелким осыпям. Переправы по: клади, по камням, с использованием веревочных перил. Узлы: «схватывающий», «двойной морской», «проводника», «академический».

 

Препятствия в пешем, лыжном, водном и горном походе. Страховочное снаряжение. Движение по: заболоченной местности, кустарниковой тундре, крупной осыпи, крутому каменистому склону. Переправа вброд группой (2-4 человека). Узлы: «булинь», «грудная обвязка», «седло», «стремя».

Движение по: льду, фирну, скальным склонам. Страховочное снаряжение. Навесные переправы. Использование плотов при организации переправ. Узлы: «встречный», «Бахмана», «Международный союз альпинистских ассоциаций».

 

12. Изучение района путешествия.

 

Экономико-географический обзор и туристские возможности родного края. Примеры маршрутов одно- и двухдневных походов.

Учащиеся должны знать: общую характеристику туристских возможностей родного края.

Географическое положение родного края. Геологическое прошлое. Рельеф. Полезные ископаемые. История. Население. Хозяйство. Перспективы развития. Памятные места. Музеи. Своеобразные природные объекты. Литература о родном крае.

Туристские возможности России и стран СНГ. Географическое положение России. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. Обзор регионов. История освоения туристских регионов России и стран СНГ.

Районы походов. Их подробный физико-географический обзор. Возможные маршруты походов различных видов туризма, категорий сложности, учебно-тренировочных походов, экспедиций. Пути подъезда Источники сведений о районах. Национальные особенности и обычаи местного населения.

 

13. История развития туристско-краеведческого движения.

Самодеятельная основа туризма. Законы туристской группы. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествий. Место песни в развитии туристского коллектива. Песенные традиции. Тематика туристских песен. Самодеятельная авторская песня. Слеты и конкурсы авторской песни.

Учащиеся должны знать:

основные правила законы и традиции самодеятельного туристского движения.

Краткий обзор развития туристско-краеведческого движения в стране. Постепенное формирование организационной структуры туризма. Организационные основы туристско-краеведческого движения на современном этапе.

 

История развития туристско-краеведческих объединений. Выдающиеся спортивные достижения взрослых и детско-юношеских туристских групп. Разнообразие организационных форм туристско-краеведческой деятельности: туристские союзы и объединения, общества краеведов, клубы туристов, станции и центры детско-юношеского туризма, туристско-краеведческие объединения в школах, Центрах творчества, по месту жительства.

-

14. Подведение итогов похода.

Оформление результатов наблюдений на маршруте. Дневник и летопись группы. Походный дневник-газета. Обязанности ответственного за ведение походного дневника. Личные отзывы участников о походе.

Учащиеся должны знать:

- обязанности ответственного за ведение походного дневника;

- возможные способы оформления походного дневника-газеты.

 

Отчет о походе. Техническое описание маршрута. «Временная лента», хронометраж маршрута. Приемы описания основных ориентиров. Проведение разбора похода в группе.

 

Техническое описание маршрута похода. Определение участков маршрута. Описание характера местности. Наличие удобных мест для привалов,

узлов связи, магазинов, расписание их работы. Транспорт: расписание движения, стоимость проезда, время в пути. Фотоиллюстрации, схемы.

 

Назначение отчета о походе, его основные разделы. Приложения к отчету. Оформление отчета. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. Специфика ориентирования для данного района. Организация и проведение выставки краеведческих материалов, собранных на маршруте.

Оформление отчета на компьютере (сканирование, верстка, редактирование текста и графики).

Составление в электронном виде мультимедийного отчета о походе.

Проведение с целью пропаганды туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Организация школьного туристско-краеведческого вечера. Сценарий. Подготовка выступлений. Организационное обеспечение вечера.

 

 

Раздел 2.

 ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

15. Организация личного времени.

Режим дня. Подготовка к учебному занятию. Подготовка к туристскому походу.

Учащиеся должны знать:

- значение режима дня;

- основные правила личной подготовки к учебному занятию и туристскому походу.

Значение рациональной организации личного времени. Умение анализировать прошедший день и находить резерв времени. Личный дневник.

 

Определение личных целей и задач спортивно-туристской и учебной деятельности на учебный год.

 

Основы научной организации труда. Методика постановки долгосрочных целей Деятельности. Планирование перспективное и оперативное. Анализ дня. Приемы конспектирования.

Анализ эффективности собственной деятельности за определенный период. Отбор и реферирование учебной литературы. Правила написания аннотации на статью и книгу.

16. Организатор

туристского путешествия.

 

Командир и его роль в туристской группе. Личные качества командира туристской группы. Права и обязанности командира палатки (отделения) и дежурной бригады, бригады «дела». Порядок организации работы дежурной бригады. Сменный график дежурств в многодневном туристском походе (лагере): кухня, топографические работы, дневник-газета, вахта. Прием - сдача дежурства. Снаряжение и оборудование для организации дежурства.

Учащиеся должны знать:

права и обязанности командира палатки (отделения) и дежурной бригады.

Учащиеся должны уметь:

выполнять обязанности командира палатки (отделения) и дежурной бригады в условиях туристского похода (лагеря).

Роль командира туристской группы в организации самоуправления, работе служб при подготовке к одно-трехдневному походу и на маршруте, при подведении итогов. Права и ответственность командира. Права и обязанности дежурного командира в учебно-тренировочном походе (лагере). Составление плана работы на день. Организация и контроль режимных моментов. Организация работы и контроль за деятельностью служб. Организация разбора дня (подведения итогов) в группе. Права и обязанности ответственного за купе (при движении железнодорожным транспортом).

Права и обязанности командира при комплектовании группы, подготовке и проведении многодневного туристского похода. Навыки планирования (составление плана работы). Участие командира группы в создании благоприятного психологического климата в группе. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Роль командира в подготовке отчета о походе и организации итогового отчетного вечера.

Роль руководителя туристской группы и его заместителя. Персональная моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность при проведении туристских путешествий. Добровольное подчинение туристов - основа отношений в туристской группе. Права и обязанности ответственного за организацию туристско-краеведческой деятельности в классе.

Основные принципы управления. Зависимость стиля управления от опыта участников и руководителя, конкретной ситуации. Виды власти. Определение «точек контроля» в плане подготовки и проведения туристско-краеведческих мероприятий. Практика разбора несчастных случаев и аварий.

 

 Раздел 3.

СУДЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 

17.

Туристские соревнования.

Туристские соревнования. Виды соревнований. Подготовка группы к участию в походе-соревновании. Организация тренировок команды. Основная цель соревнований - проверка готовности участников в условиях максимально приближенных к походным.

Учащиеся должны знать:

- основные виды соревнований;

- порядок подготовки команды к участию в туристском соревновании.

Туристские соревнования - форма проверки туристских умений, навыков, смотр результатов туристско-краеведческой деятельности коллективов, пропаганда туризма. Виды соревнований и их особенности. Обязанности судьи-контролера.

 

Организация туристских соревнований: подготовка, проведение, подведение итогов. Награждение победителей. Работа судьи на этапе (варианты содержания деятельности). Виды соревнований по спортивному ориентированию: маркированная трасса, заданное направление, контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту, по легенде, по азимуту. Снаряжение спортсмена - ориентировщика.

 

Положение о соревновании. Цели и задачи соревнований. Время и место проведения. Участники похода-соревнования. Форма заявки. Руководство соревнованиями: оргкомитет, судейская коллегия, комендантский взвод, службы. Распорядок дня. Виды соревнований: массовость, квалификация, краеведение, туристские навыки, туристская техника, ориентирование (контрольный туристский маршрут), топография. Зачетные и не-зачетные виды соревнований. Конкурсы. Условия проведения соревнований. Методика судейства. Формы протоколов. Обязанности старшего на этапе. Подведение итогов. Объявление результатов. Награждение победителей.

Организация и проведение школьного слета-соревнования. Выбор места. Получение разрешения местных властей и лесничества. Оборудование места. Организация судейства видов соревнований. Обязанности главного судьи вида соревнований. Содержание деятельности начальника дистанции на туристских соревнованиях.

 

Раздел 4.

ИНСТРУКТОРСКАЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА.

 

18. Структура и деятельность туристских объединений.

 

Туристская группа. Комплектование группы. Подбор участников по состоянию здоровья, возрасту, физической подготовке, морально волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе. Обязанности постоянные и временные. Обязанности в однодневных и многодневных походах. Распределение участников по палаткам (отделениям) и дежурным бригадам.

Учащиеся должны знать:

- особенности распределения участников по палаткам (отделениям) и дежурным бригадам.

Туристско-краеведческие объединения в школе: кружок, секция, клуб. Расписание занятий. Родительские собрания.

 

Роль туристского клуба в школе. Структура клуба. План работы туристского клуба школьников на учебный год.

Положение о спортивно-туристском клубе школьников. Устав клуба. Символика, законы и традиции туристского клуба. Основные направления деятельности.

Планирование деятельности школьного туристского клуба на учебный год. Виды планов. Организация работы туристских объединений. Составление расписания работы.

19. Нормативно-правовые основы туризма.                Туристская документация.

 

Виды и формы туризма. Походы массовые (1,2,3,4 дня) и многодневные. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, авто-мототуризм, велотуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние, перспективы развития. Комбинированные походы.

Учащиеся должны знать:

- специфику самодеятельного спортивного туризма;

- особенности различных видов туризма.

Маршрутный лист для участия группы в массовых походах. Порядок оформления маршрутного листа. Порядок оформления нормативов на значок «Юный турист России», «Турист России» и юношеские разряды по туризму.

Классификационные нормативы по туризму. Туристские звания. Правила заполнения справок о совершении самодеятельного туристского путешествия, об участии в многодневном учебно-тренировочном лагере.

 

Цели и задачи туристского похода. Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки, формы ТУР-6.

Порядок заявки на участие в многодневном путешествии в маршрутно-квалификационной комиссии. Оформление документации. Смотры готовности. Порядок сдачи отчета и получения справок о совершенном походе.

 

20. Содержание деятельности инструктора.

 

-

Роль инструктора отделения, дежурной бригады в учебно-тренировочном походе (учебно-тренировочном лагере). Права и обязанности инструктора-стажера. Обучение новичков простейшим туристско-краеведческим умениям и навыкам в походных условиях (в условиях туристского лагеря).

Права и обязанности инструктора отделения, дежурной бригады во время многодневного учебно-тренировочного похода (туристского лагеря). Работа совета инструкторов в учебно-тренировочном походе (туристском лагере). Организация смотра-соревнования между отделениями и дежурными бригадами. Характеристика на участника похода (лагеря).

Содержание деятельности инструктора группы при подготовке, проведении и подведении итогов многодневного учебно-тренировочного похода (туристского лагеря). Некоторые приемы обучения. Общие походы к проведению учебных занятий.

Планирование работы туристского кружка, секции, клуба. Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснениями, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарское занятие. Организация работы инструкторского совета спортивно-туристского клуба школьников.

 

 

Раздел 5.

ПОДГОТОВКА МНОГОДНЕВНОГО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОХОДА

(УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЛАГЕРЯ)

 

Программное содержание опосредуется условиями организации и проведения конкретного туристского путешествия: категорией (степенью) сложности, видом туризма, временем проведения путешествия, набором и характером естественных препятствий, набором краеведческих объектов и задачами по их изучению и т.д.

 

Приложение 1.

 

Сводная таблица результатов образовательной подготовки учащихся

по разделам программы и годам обучения

 

 

 

Результаты подготовки по годам обучения

 

раздел программы

1

7 класс,

12-13 лет

 

2

8 класс,

13-14 лет

3

9 класс,

14-15 лет

4

10 класс,

15-16 лет

5

11 класс,

16-17 лет

Туристско-краеведческая подготовка

Значок  «Юный турист», 3-2 юн. разряд, (участие в походе 1-2 степени сложности).

 

1 юн.р. - 3 р.

(участие в походе 3 степени сложности - 1 категории сложности).

3 разряд. (участие в походе 1-2 категории сложности).

3 - 2 разряд. (участие в походе 2-3 категории сложности).

2 разряд. (участие в походе 3-4 категории сложности).

Организаторская подготовка

Командир палатки, дежурной бригады.

Командир группы в одно-трех-дневных походах, дежурный командир группы в многодневном походе.

Командир группы в многодневном походе.

Помощник руководителя туристской группы в одно-трехдневном походе.

Помощник руководителя туристской группы в многодневном походе (руководитель-стажер).

 

Судейская подготовка

Участие в туристских соревнованиях.

 

Судья-контролер.

Судья на этапе.

Старший судья этапа.

Главный судья вида, начальник дистанции.

Инструкторская,

психолого-педагогическая

подготовка

Выполнение туристских обязанностей в группе.

Инструктор-стажер отделения (дежурной бригады) в учебно-тренировочном походе или туристском лагере. Умение обучать простейшим прикладным туристско-краеведческим навыкам.

 

Инструктор отделения в многодневном учебно-тренировочном походе или туристском лагере.

Инструктор группы в многодневном учебно-тренировочном походе.

Инструктор на учебных занятиях. Умение проводить занятие с группой 15-20 человек по отдельным темам курса.

 

 

Приложение 2.

Примерный учебный план программы «ЛИДЕР: школа туристского организатора»

Распределение учебного времени (в часах) по годам обучения: (лекционно-семинарские и практические занятия в помещении, практические занятия на местности, экскурсии)                                                                                                   

Тема

 Год обучения

 

1

2

3

4

5

Раздел 1 Туристско-краеведческая подготовка.

 

 

 

 

 

1. Туристское снаряжение.

21

15

12

12

3

2. Укладка рюкзака.

3

3

3

0

0

3. Организация питания в походе.

6

6

12

18

12

4. Безопасность туристских путешествий.

6

6

9

12

12

5. Предпоходная тренировка

3

3

3

3

6

6. Медицинская подготовка туриста

3

6

6

6

6

7. Туристский бивак.

21

18

12

3

3

8. Топография и ориентирование на местности.

24

18

12

9

9

 9. Общественно-полезная, краеведческая, природоохранительная деятельность туристов.

3

9

9

12

12

10.Стратегия и тактика похода.

0

3

3

6

12

11.Техника преодоления естественных препятствий.

6

6

9

9

9

12.Изучение района путешествия.

24

21

18

18

18

 13.История развития туристско-краеведческого движения. Туристские традиции.

3

6

9

3

3

14.Подведение итогов похода.

18

15

15

12

12

Раздел 2. Организаторская подготовка.

 

 

 

 

 

15. Организация личного времени.

3

3

3

6

6

16. Организатор туристского путешествия.

15

15

21

21

24

Раздел 3. Судейская подготовка.

 

 

 

 

 

 17. Туристские соревнования.

12

12

12

12

12

Раздел 4. Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка

 

 

 

 

 

 18. Структура и деятельность туристских объединений.

4

4

4

4

4

 19. Нормативно-правовые основы туризма. Туристская документация.

3

3

3

9

9

20. Содержание деятельности инструктора.

0

6

12

12

15

Раздел 5. Подготовка многодневного зачетного учебно-тренировочного похода (учебно-тренировочного лагеря).

24

24

15

15

15

 Итого:

202

202

202

202

202

 

Кроме того, в рамках 324-ти часовой программы предусмотрено 122 часа на организацию в течение учебного года восьми однодневных, одного двухдневного и двух трехдневных походов с целью приобретения, отработки и закрепления туристско-краеведческих умений и навыков, приобретения практики организаторской и инструкторской деятельности, необходимой для проведения многодневного учебно-тренировочного похода (учебно-тренировочного лагеря).

Многодневный зачетный учебно-тренировочный поход (учебно-тренировочный лагерь) в сетку учебных часов не входит.                                                                                                                                                                        

Приложение 3

 

Примерный перечень практических работ по годам обучения.

 

 1 год обучения

Содержание практической работы

 

 № темы

1. Составление списков личного снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных условиях.

 1

 2. Составление списков группового снаряжения для двухдневного похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного туристского лагеря.

1

3. Укладка рюкзака для однодневного и двухдневного похода.

2

4. Составление меню и списка продуктов для двухдневного похода.

3

5. Установка палатки.

7

6. Разведение костра.

7

7. Ориентирование на местности при помощи карты.

8

8. Ориентирование по солнцу при помощи местных предметов.

8

9. Определение азимута на заданные ориентиры.

8

10. Движение по азимуту на заданное расстояние (до заданного ориентира).

8

11. Определение пройденного расстояния парами шагов.

8

12. Определение высоты дерева.

8

13. Определение ширины реки.

8

14. Определение расстояния между ориентирами (до ориентира) на глаз.

8

 15. Решение задач на распознавание и запоминание топографических знаков и условных знаков карт для спортивного ориентирования.

8

 16. Решение задач на построение азимутов заданной величины.

8

17. Глазомерная съемка участка местности.

8

18. Ведение дневника метеонаблюдений.

9

19. Завязывание узлов: «прямой», «восьмерка», «полусхват», «удавка».

10

20. Оформление дневника-газеты и фотолетописи группы.

14

21. Составление режима дня.

15

22. Участие в туристских соревнованиях.

17

 

 2 год обучения

Содержание практической работы

 

 № темы

1. Составление списков личного и группового снаряжения для многодневного похода.

1

2. Изготовление альпенштока, чехла на лыжи, накидки на рюкзак, плащ-накидки.

2

3. Укладка рюкзака для многодневного похода.

2

4. Составление меню и списка продуктов для многодневного похода.

3

 5. Составление примерного перечня обязанностей завхоза по питанию.

3

6. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики.

4

7. Определение прав и ответственности походного медика.

6

8. Транспортировка пострадавшего при различном характере травм.

6

9. Составление списков личной и групповой аптечек.

6

10. Копирование карт и схем.

8

11. Маршрутная съемка.

8

12. Использование курвиметра.

8

 13. Использование шкалы Бофорта и шкалы видимости при организации метеонаблюдений.

9

14. Составление графика прохождения многодневного маршрута

10

15. Самостраховка при помощи альпенштока

11

16. Завязывание узлов: «рифовый», «брамшкотовый», «ткацкий».

11

17. Составление «временной ленты» участка маршрута.

14

18. Составление технического описания участка маршрута.

14

19. Определение прав и ответственности командира палатки (отделения), дежурной бригады, группы.

16

 20. Составление плана работы дежурного командира группы на день.

16

 21. Определение прав и обязанностей ответственного за купе при переезде железнодорожным транспортом.

16

22. Судейство туристских соревнований в качестве судьи-контролера.

17

23. Оформление маршрутного листа для участия группы в одно-трехдневном походе.

19

24. Определение прав и ответственности инструктора-стажера в учебно-тренировочном походе (лагере).

20

 

 3 год обучения

Содержание практической работы

 

№ темы

1. Способы маркировки и переноски основной веревки.

1

2. Техника работы с примусами.

4

3. Оказание первой помощи при ожогах.

6

4. Определение скорости течения и глубины реки.

8

5. Ориентирование по мелкомасштабным и устаревшим картам.

8

6. Интервью (способы записи и обработки материалов).

9

7. Составление плана дневного перехода.

10

8. Техника передвижения по глубокому снегу.

11

9. Техника передвижения по средним и мелким осыпям.

11

10. Техника преодоления завалов.

11

11. Организация страховки при помощи веревочных перил при переправе через реку по клади.

11

12. Завязывание узлов: «схватывающий», «двойной», «проводник», «академический».

11

13. Составление технического описания участка маршрута.

14

14. Определение прав и ответственности командира группы в многодневном походе.

16

15. Судейство туристских соревнований в качестве судьи на этапе

17

16. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

17

17. Составление плана работы спортивно-туристского клуба школьников на учебный год.

18

18. Заполнение справок о совершенном самодеятельном туристском путешествии, участии в многодневном учебно-тренировочном лагере.

19

19. Определение прав и ответственности инструктора в учебно-тренировочном походе (лагере).

20

20. Составление плана работы совета инструкторов в учебно-тренировочном походе (лагере).

20

21. Составление характеристик на участников учебно-тренировочного похода (лагеря).

20

 

4 год обучения

Содержание практической работы

 № темы

1. Составление списка продуктов для многодневного похода с учетом их калорийности.

3

2. Организация личной и групповой страховки при наведении переправ.

4

3. Организация транспортировки пострадавшего на большое расстояние.

6

4. Постройка площадки для палатки на крупной и средней осыпи.

7

5. Постройка ветрозащитной стенки.

7

6. Определение перевалов и прокладывание маршрутов по фотографическим материалам.

8

7. Ориентирование и движение по азимуту в ночных условиях.

8

8. Прогноз погоды по местным признакам.

9

9. Техника передвижения по заболоченной кустарниковой тундре.

11

10. Техника передвижения по крутым каменистым склонам, крупной осыпи.

11

11. Самостраховка при переправе вброд.

11

12. Переправа вброд группой.

11

13. Техника использования спускового устройства «лепесток».

11

14. Завязывание узлов: «булинь», «грудная обвязка», «седло», «стремя», контрольных узлов.

11

15. Составление отчета о походе.

14

16. Конспектирование лекции, письменного текста.

15

17. Определение прав и ответственности руководителя группы.

16

18. Определение прав и ответственности туристского организатора класса.

16

19. Составление Положения о туристских соревнованиях.

17

20. Судейство туристских соревнований в качестве старшего на этапе.

17

21. Разработка Положения о туристском клубе школьников.

18

22. Заполнение заявочной и маршрутной книжек, формы ТУР-6 для участия группы в многодневном туристском походе.

19

23. Составление плана проведения учебного занятия.

20

 

5 год обучения

Содержание практической работы

 № темы

1. Составление многовариантного меню для сложного туристского похода.

3

2. Приготовление пищи на малогабаритной разборной печке.

3

3. Техника поиска пострадавших в результате схода снежной лавины.

4

4. Составление индивидуальной программы подготовки к сложному туристскому походу.

5

5. Техника проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

6

6. Установка палатки на снежном склоне.

7

7. Составление высотного графика маршрута.

8

8. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы (схемы).

8

9. Описание краеведческого объекта.

9

10. Техника передвижения по льду, фирну.

11

11. Основные приемы скалолазания.

11

12. Использование ледоруба, айсбайля, жумаров, «самосброса».

11

13. Организация страховки с использованием скальных и ледовых крючьев.

11

14. Наведение навесной переправы.

11

15. Изготовление и использование плота при переправе.

11

16. Завязывание узлов: «схватывающий петлей», «схватывающий Бахмана», «Межд. союза альпинистских ассоциаций».

11

17. Составление сценария школьного туристско-краеведческого вечера.

14

18. Реферирование учебной литературы.

15

19. Написание аннотации на статью, книгу.

15

20. Составление плана подготовки, проведения и подведения итогов туристско-краеведческого мероприятия.

16

21. Судейство туристских соревнований в качестве начальника дистанции и главного судьи вида.

17

22. Составление расписания занятий туристско-краеведческих кружков (учебных групп).

18

23. Прохождение в маршрутно-квалификационной комиссии заявки на участие в многодневном туристском путешествии.

19

24. Проведение смотра готовности к туристскому походу в младших группах спортивно-туристского клуба.

19

25. Проведение учебного занятия в младшей группе.

20

26. Проведение с новичками инструктажа по правилам безопасности в туристском походе.

20

27. Составление плана работы совета инструкторов спортивно-туристского клуба школьников на учебный год.

20

 

 

Приложение 4.

 

 Дидактическое обеспечение программы

«Лидер: школа туристского организатора»

 

1. Наборы слайдов и видеофильмов о туристских походах в различных климатических и сезонных условиях: по родному краю; по туристским районам (Крым, Кавказ, Хибины, Карпаты, Урал, Алтай, Саяны и т.п.);

2. Диафильмы:

- В краю листопадных лесов.   - М.: Диафильм, 1986;

- Как ориентироваться на местности. - М.: Диафильм, 1972;

- Как составить план местности. - М.: Диафильм, 1978;

- Ориентирование на местности. - М.: Диафильм, 1966;

- Пестрые горы. (Алма-атинский заповедник). - М.: Диафильм, 1988;

- Самый близкий к Москве.(Приокско-террасный заповедник). - М.: Диафильм, 1973;

- Свободное время - туризму, спортивному отдыху.    - М.: Диафильм, 1983;

- Туризм (часть 1-5). - М.: Диафильм, 1973;

- Турист, береги природу. - М.: Диафильм, 1978;

- Человек и горы. - М.: Диафильм, 1985;

- Что в туристском котелке. - М.: Диафильм, 1988;

3. Наборы диапозитивов:

- Абрамцево. - Л., 1971;

- Золотое кольцо России. - Л., 1980;

- Музей-заповедник Коломенское. - М.: Диафильм, 1986;

- Поленово.  - Л., 1981;

- Царицыно. - М.: Диафильм, 1987;

4. Учебная схема «Самоуправление в туристской группе».

5. Учебные плакаты:

- Виды туризма;

- Поисково-спасательные работы;

- Транспортировка пострадавшего;

- Первая медицинская помощь;

- Укладка рюкзака;

- Специальное снаряжение для преодоления горного рельефа;

- Горный туризм. Биваки в горах;

- Горный туризм. Передвижение по снегу и фирну;

- Переправы через горные реки;

- Запрещается собирать эти растения;

- Ядовитые растения;

- Ядовитые грибы;

- Спортивная карта;

- Ориентирование в походе;

- Топографические условные знаки;

- Изображение рельефа на топографических картах;

- Учебная топографическая карта;

- Спортивное ориентирование;

6. Топографические карты России, стран СНГ, туристских районов.

7. Учебные топографические карты, образцы карт для спортивного  ориентирования.

8. Условные знаки топографических карт и карт для спортивного  ориентирования.

9. Образцы снимков земной поверхности из Космоса.

10. Отчеты о туристских походах, фотолетописи туристских групп, походные дневники.

11. Образцы туристского снаряжения (личного и группового).

12. Макеты палаток.

13. Образцы приборов и оборудования для организации исследовательской работы в походе.

Hosted by uCoz